Женский портал - Wivler

Женский портал - Wivler

» » Тренировка рабочей памяти. Развитие рабочей памяти. Игра "Быстрое сложение перезагрузка"

Тренировка рабочей памяти. Развитие рабочей памяти. Игра "Быстрое сложение перезагрузка"

Включите свою рабочую память на полную мощь Эллоуэй Трейси

Развитие рабочей памяти

Развитие рабочей памяти

В отличие от рассмотренных методов, упражнения и рекомендации, которые включены в эту книгу, были разработаны на основе проведенных нами исследований и глубокого изучения механизмов функционирования рабочей памяти. Предложенные упражнения направлены непосредственно на улучшение ее навыков.

Росс возглавляет компанию, занимающуюся распространением обучающей программы для детей и подростков Jungle Memory . Эта компьютерная программа в игровой форме развивает навыки эффективного функционирования дирижера рабочей памяти. Задания, представленные в программе, можно разделить на несколько групп:

Игры для развития пространственных навыков;

Словесно-буквенные задания для развития мыслительных навыков;

Задания на решение арифметических задач;

Игры на внимательность и наблюдательность.

Чтобы максимально задействовать рабочую память игроков, задания постепенно усложняются. Объективная проверка показала, что программа Jungle Memory имеет эффект как ближнего, так и дальнего переноса. У учащихся, регулярно занимающихся на этом тренажере, наблюдается значительное улучшение рабочей памяти (эффект ближнего переноса). Далее мы расскажем об этом более подробно. Но это еще не все: программа Jungle Memory помогает улучшить успеваемость по различным учебным дисциплинам, к примеру, по письму и математике (эффект дальнего переноса). Преподаватель, участвовавшая в эксперименте, сообщила нам, что после занятий по программе Jungle Memory у одного из учащихся, которому чтение давалось с большим трудом, значительно улучшились показатели – сразу на три уровня.

И таких отзывов множество. Учителя, родители и школьные консультанты рассказывают нам о положительных результатах после работы с программой. Преподаватели с радостью отметили не только повышение успеваемости, но и повышение внимательности учащихся на уроках. А одна мама написала нам, что у ее ребенка улучшилась память и теперь не нужно каждый день напоминать ему одно и то же. Многие педагоги и родители отмечают, что после работы с программой Jungle Memory дети обретают уверенность в своих силах, у них просыпается жажда знаний.

Улучшения, достигнутые в результате занятий по программе Jungle Memory , можно считать долговременными. По объективным оценкам, положительная динамика сохраняется в течение как минимум восьми месяцев.

Трейси провела ряд независимых проверок для оценки эффективности тренажера Jungle Memory . Одним из наиболее важных аспектов этой программы является эффект дальнего переноса. В рамках одного из экспериментов группе учащихся, имеющих трудности с обучением, было предложено заниматься по программе Jungle Memory . Чтобы убедиться в том, что улучшение рабочей памяти и успеваемости произошло именно благодаря использованию программы, мы включили в исследование контрольную группу, участники которой дополнительно занимались с преподавателями по некоторым предметам, к примеру по английскому языку и математике, и были мотивированы на повышение успеваемости. Обе группы прошли проверку уровня развития рабочей памяти до и после проведения эксперимента.

Перед занятиями (по программе или с преподавателями) все участники прошли тесты на эффективность рабочей памяти, IQ и успеваемость. В обеих группах результаты тестов были приблизительно одинаковыми. Это очень важный момент: если перед экспериментом все испытуемые находились на одинаковом уровне, значит, можно с большой долей уверенности заключить, что любые последующие улучшения вызваны выбранной методикой (занятия по программе Jungle Memory или с репетитором).

Участники занимались по выбранной методике в течение восьми недель, после чего Трейси снова провела проверку. Разница между двумя группами была поразительная. У учащихся, занимавшихся по программе Jungle Memory , показатели рабочей памяти улучшились почти на 10 процентов по сравнению с контрольной группой, уровень эффективности рабочей памяти которой остался прежним. Улучшение рабочей памяти считается эффектом ближнего переноса, так как программа Jungle Memory направлена именно на ее тренировку.

Но как быть с дальним переносом? Неужели программа Jungle Memory направлена только на улучшение рабочей памяти? Нет, не только. Учащиеся, занимавшиеся на нашем компьютерном тренажере, смогли показать лучшие результаты по английскому языку и математике. К примеру, грамотность повысилась почти на 10 стандартных пунктов, что сопоставимо с повышением оценки на целый балл, скажем с «удовлетворительно» до «хорошо» или с «хорошо» до «отлично». Через восемь недель успеваемость учащихся, занимавшихся с репетитором, никак не изменилась, а в отдельных случаях даже снизилась.

Чтобы в полной мере оценить результат, полученный с помощью программы Jungle Memory , – улучшение показателей грамотности почти на 10 стандартных пунктов, – можно сравнить его с изменением среднего IQ. Считается, что за последние пятьдесят лет уровень развития интеллекта значительно вырос, хотя на самом деле рост составил всего около трех стандартных пунктов за десять лет. Теперь сравните эти цифры с результатами, достигнутыми с помощью тренажера рабочей памяти Jungle Memory всего за восемь недель.

Трейси провела еще одно исследование, целью которого было изучение эффективности программы Jungle Memory для развития рабочей памяти детей, страдающих дислексией и аутизмом. И снова результаты превзошли все наши ожидания: ее показатели у учащихся, которые регулярно занимались по программе Jungle Memory , были в пять раз выше, чем у учащихся, занимавшихся на тренажере только раз в неделю. Также наблюдалось значительное улучшение языковых и математических навыков: участники, регулярно работавшие с программой, смогли более чем в четыре раза улучшить свои результаты в тестах по правописанию и математике по сравнению с теми, кто работал на тренажере только раз в неделю.

Но впереди нас ожидал еще больший сюрприз. Через восемь месяцев, когда Трейси повторно протестировала учащихся, занимавшихся по программе Jungle Memory , выяснилось, что достигнутые результаты ничуть не ухудшились, несмотря на то что испытуемые не занимались по программе с момента окончания эксперимента. Полученные данные позволяют говорить о долговременном улучшении навыков функционирования рабочей памяти.

Важный вопрос о целесообразности использования программы Jungle Memory для улучшения рабочей памяти взрослых людей остается открытым и требует дальнейшего подробного изучения. Как уже говорилось в седьмой главе, по мере взросления в мозге человека происходит множество разнообразных изменений, поэтому эффективность тренажера для взрослых может быть не такой высокой, как для детей. До сих пор большинство исследований в области новых методик развития рабочей памяти были предназначены либо для школьников, либо для пожилых людей. И это неудивительно. Ведь до недавнего времени считалось, что в улучшении рабочей памяти нуждаются только люди со сниженными когнитивными способностями: учащиеся, испытывающие те или иные трудности с обучением, или пожилые люди, столкнувшиеся с возрастным ухудшением умственных способностей. Но одно из недавних исследований показало, что тренировка рабочей памяти у взрослых приносит несомненную пользу.

В 2008 году Сюзанна Йегги из Мичиганского университета опубликовала статью, в которой рассказывалось, как задания на развитие рабочей памяти помогают взрослым людям улучшить результаты соответствующих тестов. В эксперименте принимали участие молодые люди в возрасте примерно двадцати лет. Им были предложены задачи n-назад, которые представляют собой задания для оценки развития рабочей памяти. В ходе эксперимента зачитывался вслух ряд чисел, а участники должны были их запомнить и назвать те, которые встречались несколько позиций назад. Вот несколько примеров:

Задача 2-назад. Укажите, какие числа встречались две позиции назад. Пример: 3 2 3 5 5 5 7 1 7 .

Правильным ответом в данном примере являются числа, выделенные жирным шрифтом: 3, 5, 7.

Задача 3-назад. Укажите, какие числа встречались три позиции назад. Пример: 8 1 6 8 2 6 4 7 9 4 .

Правильным ответом в данном примере являются числа, выделенные жирным шрифтом: 8, 6, 4.

Участники исследования были разделены на четыре группы, каждая из которых выполняла задачи n-назад в течение восьми, двенадцати, семнадцати или девятнадцати дней. По мере улучшения результатов испытуемым предлагались все более сложные варианты задач, чтобы заставить рабочую память функционировать на полную мощность. По окончании эксперимента был проведен тест на проверку логического мышления, который показал, что показатели всех участников улучшились. Однако исследование показало, что самых высоких результатов добились те, кто занимался дольше всех (в течение девятнадцати дней). Исследование, проведенное Сюзанной Йегги, позволяет говорить о том, что занятия имели эффект не только ближнего, но и дальнего переноса. Задачи n-назад не имели ничего общего с логическим мышлением, однако их использование позволило также улучшить результаты теста на проверку логического мышления.

Положительный эффект от выполнения заданий на развитие рабочей памяти очевиден, и мы надеемся, что в ближайшее время будут проведены новые исследования с целью изучения возможности их применения в работе с людьми, страдающими нарушениями речи или синдромом Дауна. Тренажер рабочей памяти Jungle Memory широко используется в школах и помогает учащимся достигать новых успехов в учебе.

Исследования различных методик развития рабочей памяти продолжаются. С их помощью мы сможем определить, насколько результативны те или иные задания и как долго сохраняется достигнутый положительный эффект. Но на основании уже полученных результатов можно с уверенностью сказать, что тренажер рабочей памяти Jungle Memory имеет три основных преимущества: эффект ближнего и дальнего переноса, а также достижение долговременных улучшений.

………………………

Как мы уже говорили, укрепить рабочую память можно не только с помощью заданий. Есть масса способов повысить ее эффективность путем изменения привычек или образа жизни, но об этом мы поговорим немного позже. В следующей главе вас ждет знакомство с гениями рабочей памяти, которые поделятся секретами своих удивительных способностей. Следуя их советам, вы сможете улучшить свою рабочую память.

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

4. Модели рабочей памяти Из предыдущей главы мы усвоили, что способность сохранять информацию играет базовую роль в решении широкого диапазона интеллектуальных задач. Рабочая память используется для того, чтобы контролировать внимание, запоминать и извлекать из памяти

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Эволюция рабочей памяти Даже несмотря на то, что микроскопические генетические изменения происходят постоянно, между мозгом кроманьонца и мозгом современного человека гораздо больше сходств, чем различий. Но объемы мозга не менялись на протяжении 40 тысяч лет, а

Из книги автора

Гипотеза рабочей памяти Рассел Баркли, психолог и ведущий ученый в области СДВГ, в 1997 году написал статью, в которой высказал предположение, что многие проблемы СДВГ можно объяснить дефектами рабочей памяти. Именно предположение, поскольку он не владел

Из книги автора

Определение рабочей памяти Рабочая память представляет собой сознательную обработку информации. Сознательная обработка означает, что информация находится в вашем сознании, вы направляете на нее все свое внимание, изучаете во всех подробностях, сосредоточиваетесь на

Из книги автора

Расположение рабочей памяти За последние десять лет ученые смогли исследовать расположение рабочей памяти в мозге с помощью методов нейровизуализации. Результаты исследований показали, что за нее отвечает сразу несколько участков головного мозга. Перечислим наиболее

Из книги автора

Враги рабочей памяти Бешеный темп и напряженность жизни современного человека оказывают пагубное воздействие на рабочую память. Ее ослабление влечет за собой целую череду неприятностей.Информационная перегрузкаСлабая рабочая память приводит к тому, что вам

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти Дирижер рабочей памяти помогает контролировать эмоции, что является важным шагом на пути к достижению счастья. Эти упражнения помогут укрепить рабочую память и научиться держать себя в

Из книги автора

Тренировка без рабочей памяти «Повторение – мать учения» – эту пословицу часто используют в спорте. Но нельзя сказать, что она справедлива на сто процентов. Как было уже показано на примерах, если в процессе повторения перед вашим мысленным взором прокручивается список

Из книги автора

Бег с пользой для рабочей памяти Слова песни Брюса Спрингстина Born to run можно и нужно воспринимать буквально. В своей книге «Мы рождены, чтобы бегать» (Born to Run) Кристофер Макдугалл говорит о том, что человеческое тело создано для бега, особенно для бега на выносливость. Ни

Из книги автора

Зрелость рабочей памяти Рабочая память достигает вершины своего развития только во взрослом возрасте. К этому времени завершается также важный для правильного развития мозга процесс миелинизации, в ходе которого клетки мозга покрываются белой защитной оболочкой –

Из книги автора

Закат рабочей памяти Чтобы узнать, как изменяется эффективность рабочей памяти в пожилом возрасте, мы обратились к исследованиям, проведенным другими учеными, а также провели несколько экспериментов самостоятельно. Значительная часть рассмотренных нами исследований

Из книги автора

Упражнения на проверку и развитие рабочей памяти 1. Проведите «румяный тест» (для детей в возрасте двух лет)Поставьте ребенка лицом к себе под предлогом того, что ему нужно вытереть нос. Вытирая нос, незаметно нарисуйте малышу небольшое пятнышко на носу помадой или

Из книги автора

Глава 8 Развитие рабочей памяти с нуля Самым воодушевляющим результатом новейших исследований, проведенных разными специалистами, в том числе и нами, является то, что рабочую память можно улучшить. В следующих главах мы рассмотрим различные способы ее совершенствования

Из книги автора

Упражнения на развитие рабочей памяти 1. Методика быстрого умножения в уме Алгоритм, разработанный Рудигером Гаммом, заключается в том, чтобы последовательно перемножать числа слева направо, а затем складывать полученные результаты. Пример 1. Умножение двузначного

Из книги автора

Археология рабочей памяти Хотя поиски монолита еще не закончены, данные, полученные в ходе археологических раскопок, с большой долей вероятности свидетельствуют о значительном улучшении рабочей памяти на протяжении каких-нибудь десяти тысяч лет. Чтобы вам стало

Из книги автора

Разминка для рабочей памяти В разных главах этой книги вам были предложены упражнения для более эффективного использования рабочей памяти и получения от нее максимальной отдачи. В данном руководстве мы решили объединить все рекомендации, чтобы помочь вам овладеть

Революционные открытия как работает наша память и как надо запоминать! Для многих людей это станет настоящим открытием.

У людей нет плохой памяти, просто нас не научили как ей правильно пользоваться. Память у нас работает прекрасно. В данной статье Вы найдёте самые эффективные и интересные упражнения и видеотренинги по тренировки памяти и внимания

По времени хранения информации выделяют:

Долговременную память
Кратковременную память
Мгновенную или иконическую

В долговременной памяти информация хранится годы и десятилетия. Последнее, что забудет человек - звуки его собственного имени. В долговременную память помещается только то, чем мы пользуемся регулярно, о чём постоянно думаем.

В кратковременной памяти информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель. Потом за ненадобностью она «испаряется». Мозг не любит хранить то, чем хозяин не пользуется. Уж слишком много он тратит энергии и ценнейших веществ. Один из способов стремительно тупеть - как можно реже напрягать свою память. Ничего не учить, не читать новых книг, говорить короткими примитивными фразами.

Мгновенная память названа так, потому что она хранит информацию в буквальном смысле слова мгновения - секунды, доли секунды. Эта память работает, когда мозг оценивает ситуацию на перекрёстке дорог, следит за быстро движущимся объектом, читает текст. Пока мы смотрим на страницу, наш мозг помнит очертания большого количества букв, слов и фраз, но стоит оторвать взгляд от страницы, как из мгновенной памяти большая часть картинок улетучивается.

Чем развитее у человека мгновенная и кратковременная память, тем больше шансов пополнить память долговременную. Кратковременная память - входные ворота долговременной, а долговременная память - это входные ворота интеллекта. Чтобы иметь красивое стройное мускулистое тело, нужно заниматься спортом, регулярно давать мышцам нагрузку. Также и с памятью. Тренировка памяти - не что иное, как её использование, применение, постоянная практика запоминания. Лучший вариант - учить стихи. Это расширяет словарный запас и увеличивает площадь контактов между нервными клетками головного мозга.

Тренировка памяти упражнения:

Упражнение «Дом памяти»

Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых тока сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12-15 авторов, то это весьма не плохо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы (женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, все понятия относящиеся к математике, изобразительному искусству и т.п.)



Упражнение «Концентрация на задаче»

Простое упражнение, которое поможет Вам развить привычку концентрироватьс на задаче — это произнесение слов наоборот.

Любовь — Вобюл
Пианино — Онинаип
Небоскрёб — Бёрксобен
Картина — Анитрак
Потолок — Колотоп

Нос-Сон
Дар-Рад и т.п. Затаем переходите к двусложным словам:

Рога — Агор
Небо — Обен
Гора — Арог

Казалось бы, примитивное детское упражнение! Но оно тренирует зрительную память. Не так уж просто без навыка удержать в воображение слово «мегаполис» или «шахматы». Как только вы попытаетесь произнести эти слова наоборот, не подглядывая в запись, у Вас возникнут трудности. Что с этим делать? Разбивать Умственную задачу на блоки.

Шахматы= шах мат ы

В начале нужно удостовериться, что Ваш мозг видит три отдельных части слова: шах мат ы. Вы можете разбить слово иначе, по слогам: шах-ма-ты . В любом случае, Вам нужно удержать в воображении три фрагмента. Память и внимание тренируется колоссально! Если перед вашим мысленным взором уже зафиксировались три слога, не составить труда прочесть их наоборот: ы там хаш.



Упражнение «Целлюлярный токинг»

То, что я сейчас советую Вам сделать, будет выглядеть странновато. Тем не менее, «оно самое» поможет.

а)Увеличить скорость мышления и улучшить внимание

б) сократить время на пути образ — слово (а значит, увеличить скорость чтения)

в) Испытать, как напрягается ваша память (некоторые будут откровенно «тормозить», выполняя это простое задание).

Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. Вот я, к примеру вижу:
Монитор, зеркало, наручные часы с кожаным ремнём, сотовый телефон, измерительную рулетку, торшер, вебкамеру, три карандашницы, книги, еженедельники, кактус и т.д.

Вы можете перечислять предметы как с описательными характеристиками, так и без конкретики: колонки, подушка, диван, стена, рамка, медаль, фотография, расчёска и т.д.

Это упражнение интересно выполнять, когда есть хотя бы один зритель. Понаблюдайте за собой: через какое время вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут и вы станенете мычать и помогать себе жестами. Свои мозговые клетки можно и нужно регулярно «доить».

В этом случае скорость синтеза необходимых клеткам веществ растёт, и нейроны привыкают работать не вполсилы, а на полную катушку. Почаще устраивайте им напряжённый кросс, и они отблагодарят вас. Вы будете быстрее подбирать аргументы в споре и лучше соображать, перестанете страдать от рассеянности и забывчивости. Реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, вроде намечающегося ДТП, можете стать молниеносной.

Упражнение «тренировка второго полушария».

Это для любителей потренировать память нестандартным спсобом, а именно: развивайте правое полушарие головного мозга. За работу левой руки отвечает именно оно. Не всегда удаётся выделить время для тренировки левой руки. Но если привязать тренировку к бытовым действиям, которые всё равно приходится делать каждый день, то Ваш мозг станет стремительно развиваться. Например: мытьё посуды, чистка ванны или раковины, можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т.п.

Упражнение «Римская комната»

Это приём на запоминание чего угодно. Списка продуктов,
Тони Бьюзен в книгах по улучшению памяти пишет о «Римской комнате». Мол, древние римляне использовали её для запоминания важных событий, замена ежедневника. Римской комнатой, по Бюзьену может служить Ваш кабинет, спальня или комната из детства, может быть Ваш автомобиль. Как правильно выполнять данное упражнение, Вы можете посмотрев это видео.



Возникает вопрос, «Не захламится ли память всеми этими предметами?» Но механизмы памяти совершеннее, чем может показаться. Как только мы выполнили задачу, память тут же избавляется от лишнего образа без каких либо усилий с нашей стороны. Если мы не используем какую-то информацию, наш мозг, как рачительный хозяин, немедленно избавляется он неё. Именно поэтому после выхода на пенсию люди стремительно утрачивают свой профессионализм. Если помолчать годик, то и говорить разучишься.

Тренировка памяти в быту:

1) Новую информацию читайте каждый день.

2) После просмотра фильмов и передач мысленно «прокручивайте» их в голове от начала до конца.

Точно ли Вы помните название? Обратили ли внимание на имена режиссёра, актёров? Вам не было интересно или виной всему банальные невнимаетельность и лень?

3) Список что нужно купить держите в голове, а не в кармане.

5) Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семьи начальства. Это экономит нервы и улучшает кровоснабжение в коре головного мозга.

6) Запоминайте все нужные телефонные номера.

7)В конце дня (можно в постели) припоминать события дня с самого утра.

Это ценно не только для тренировки памяти, но и для анализа — наилучшим ли образом я построил день? В мельчайших подробностях припоминайте события последенего часа, если нет возможности читать, а время уходит не по Вашей вине.

8)Запоминайте Дни Рождения, расписание дня и недели.

Это не значит, что нужно отказаться от планирования на бумаге, но лучше иметь копию в голове.

9) Говорите без шпаргалки

10) Заведите блокнот для люботных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы была возможность воспользоваться ими при случае. «Скоростная память» .

Как вам эта статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых статьях моего блога!

Научное исследование, проведённое недавно в Сан-Франциско (США) – лишь одно из огромного количества его аналогов, изучающих то, как кратковременная (или «рабочая») память способна существенно облегчить нашу деятельность во многих аспектах – например, повышая «многозадачность» нашего мозга или позволяя более быстро усвоить только что прочитанный сложный текст.

«Считается, что рабочая память – это одна из основных когнитивных функций человека, на которой базируются все высшие проявления умственной деятельности – такие, как речь, умение верно вести себя в экстремальной ситуации и принимать правильные решения в повседневной жизни», - заявляет Брэд Постл, работник Университета Висконсин-Мэдисон (США) и сопредседатель научного собрания Общества Когнитивной Неврологии (ОКН) (Cognitive Neuroscience Society), проведённого в Сан-Франциско и посвящённого вопросу рабочей памяти. Различные научные работы, доказывающие факт «пластичности» мозга (то есть его способности претерпевать изменения в зависимости от того или иного полученного опыта) и основанные на использовании разнообразных электромагнитных методик, позволили учёным как никогда отчётливо понять всю глубину потенциала рабочей памяти, добавляет Постл.

Краеугольным камнем в тренировке этого аспекта умственной деятельности стала так называемая «задача n-назад» ("n-back" task), позволяющая перебирать в памяти сразу несколько предметов. Человеку один за другим предъявляется ряд образов (визуальных, звуковых, реже иных). При этом человек должен определить и указать, встречался ли предъявляемый образ 1 позицию назад (задача 1-назад), или 2 позиции назад (задача 2-назад), или 3 позиции назад (задача 3-назад), и так далее. Также в задачу могут быть включены звуки различного рода, либо человеку может демонстрироваться более 1 ряда символов (двойная, тройная задача n-назад, и т.д.).

Сьюзен Джэги, работник Мэрилендского университета (США) и её коллеги после длительных научных изысканий, занявших почти десятилетие установили следующую закономерность: люди, около месяца регулярно упражнявшиеся в выполнении задачи n-назад, уделяя ей по 20 минут в день, спустя месяц показали значительные улучшения не только в выполнении самой задачи, но также и подобных ей заданиях, которых они прежде никогда не видели. «Достигнутый эффект распространялся на такие сферы умственной деятельности, как контроль внимания, чтение и математические навыки», - прокомментировала Джэги. «Причём этот эффект сохраняется даже по прошествии нескольких месяцев, что позволяет назвать его долговременным».

Конечно же, во всём этом было очень много невыясненных до конца и противоречивых моментов. Например, то, какие именно факторы порождают влияние рабочей памяти на другие аспекты умственной деятельности – а также то, какие изменения претерпевает наш мозг в процессе непрерывных умственных тренировок. Благодаря проделанной работе Постл и его коллег, совместивших умственные тренировки с электромагнитной стимуляцией мозга, на эти вопросы отчасти удалось отыскать ответы.

Тренировки развивают межнейрональные связи.

Борнали Кунду, работник Университета Висконсин-Мэдисон и сотрудник научной лаборатории Постл при помощи метода транскраниальной магнитной стимуляции (transcranial magnetic stimulation) (ТМС) и электроэнцефалографии (electroencephalography) (ЭЭГ) измерил уровень активности в определённых участках мозга до и после ежедневных тренировок с задачей n-назад, после чего сопоставил полученные результаты. «Главным открытием стало то, что регулярные тренировки с задачей n-назад позволяют человеку держать в рабочей памяти большее количество предметов либо информации любого рода», поясняет Кунду накануне научного доклада о сделанном открытии. «Улучшение рабочей памяти, в свою очередь, ведёт к развитию межнейрональных связей между различными участками головного мозга – в частности, между теменной и фронтальной областями».

В ходе выполнения задачи n-задач перед участниками эксперимента (к слову, эксперимент проводился в строго индивидуальном порядке) на экран выводилась определённая последовательность элементов, после чего решающий задачу должен был назвать цвет и расположение элемента, который появлялся перед ним несколько позиций назад. Количество возможных цветов для каждого элемента было равно семи, в то время как количество возможных позиций составляло восемь. Контрольным заданием стала игра в «Тетрис», которая, хотя и тоже связана с перемещением разноцветных символов в различные положения, тем не менее не давала возможности запомнить что-либо из увиденного. До и после выполнения задачи n-назад, участники эксперимента должны были выполнить ряд тестов на развитие когнитивных функций, одновременно с этим их подвергали ТМС, а с помощью ЭЭГ определялась интенсивность работы межнейрональных связей.

После регулярных (5 раз в неделю по 5 часов в день, в целом более 5 недель) тренировок у участников эксперимента были обнаружены значительные улучшения рабочей памяти, в результате чего они получили возможность удерживать в ней больше информации.

Здесь очень важно отметить, что, помимо улучшений рабочей памяти, также имело место улучшение работы межнейрональных связей между дорсолатеральной префронтальной корой мозга (dorsolateral prefrontal cortex) и теменной корой (parietal cortex). «Такой результат мы получили в сравнении с участниками «контрольной» группы, которым вместо задачи n-назад была предложена игра «Тетрис» на всё тот же пятинедельный срок», - прокомментировал Кунду.

Тренировка рабочей памяти также способствовала улучшению результатов в различных тестов на развитие когнитивных функций, причём, как уже было сказано, к этим тестам участники эксперимента не готовились заранее – и именно тех функций, развитие которых напрямую зависит от межнейрональных связей между ДПК и теменной корой.

Особо стоит отметить тот факт, что, по данным ЭЭГ, активность межнейрональных связей, напротив, снизилась в ходе выполнения двух тестов – первый заключался в том, что участнику предлагалось определить отличия между быстро сменяющимися последовательностями квадратов, второй же состоял в том, что участник должен был найти красную букву «С» среди набора красных и синих букв. По мнению Кунду, «вероятнее всего, нейронные цепи, активирующиеся в ходе выполнения этих двух тестов, как бы «перекрывают» друг друга, таким образом обеспечивая приток активности даже к тем нейронным цепям, которые, казалось бы, совершенно не связаны с рабочей памятью».

Перспективы практического применения в медицине.

Многие учёные, специализирующиеся на когнитивной неврологии, вплотную занимаются изучением вопроса, как развитие рабочей памяти сможет помочь людям с различного рода заболеваниями, к примеру, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

«Если нам удастся точно установить, как почему и в какой именно момент активизированные во время «тренировок» нейронные цепи переносят активность на ранее не задействованные цепи, нам откроются новые перспективы лечения страдающих различными расстройствами неврологического либо психического характера», - подчеркнул Постл.

Джэги вместе с её научной командой наряду с Торкелом Клинбергом, научным работником Каролинского Университета (Швеция) (также выступившим с докладом на симпозиуме в Сан-Франциско) успешно применили данную методику к детям, страдающим расстройствами внимания. «Причина, по которой развитие памяти частично устраняет симптомы СДВГ, может крыться в том, и рабочая память, и внимание задействуют одни и те же участки головного мозга», - поясняет Кунду.

«Различия в развитии рабочей памяти имеют прямое отношение к тому, насколько у того или иного человека развиты различные когнитивные функции, в том числе чтение и понимание прочитанного текста и многое другое, что отражается в результатах выполнения соответствующих тестов», - добавляет она. «В некоторых случаях подобный «эффект переноса» стал полной неожиданностью для меня – к примеру, у участников эксперимента улучшились показатели в тестовом упражнении на стрельбу по мишеням, хотя оно задействует лишь первичную и вторичную области двигательной коры мозга и мозжечок - и, казалось бы, совершенно не связано с памятью».

По словам Джэги, когнитивные функции – это отнюдь не нечто неизменное, как мы привыкли считать. «Хотя, несомненно, здесь и присутствует элемент наследственности, тем не менее, многие из когнитивных функций «пластичны» и способны изменяться посредством накопленного человеком опыта или целенаправленных тренировок», - прокомментировала она. «В ходе нашего исследования мы обеспечили такую тренировку посредством развития памяти, однако существует множество других способов – например, физические упражнения, занятия музыкой, медитации, подбор специального питания или даже особый режим сна».

Подводя итог, Джэги отметила, что, несмотря на столь обнадёживающие результаты исследования, учёным необходимо понять многие аспекты проделанной работы, к примеру, такие как «индивидуальные особенности человека, от которых зависит, насколько высоких результатов он добьётся после умственной тренировки и степень выраженности «эффекта переноса», а также то, в течение какого времени сохраняется этот эффект и как его можно применять в повседневной жизни – к примеру, повысить продуктивность собственного обучения в университете».

Наш мозг - удивительная система, которая постоянно показывает занятные фокусы. Знаком ли вам эффект «красной машины»? Человек покупает красную машину и вдруг начинает все время видеть на улице красные машины. Такое искажение называется «иллюзия частоты» или «феномен Баадера-Майнхоф» и происходит из-за селективного внимания мозга и склонности всегда подтверждать свою точку зрения (confirmation bias).

Мозг не только подвержен когнитивным иллюзиям, но и способен гибко реагировать на внешние раздражители. Можно ли в таком случае «накачать разум», оказывая на него стимулирующее воздействие? Метаанализ Калифорнийского университета показал, что краткосрочные когнитивные тренировки ведут к положительным эффектам в важных когнитивных функциях, измеряемых лабораторными тестами.

Рабочая память способна хранить информацию и обращаться к ней в краткосрочном промежутке времени. Это узкое «бутылочное горлышко интеллекта», влияющее на когнитивные процессы более высокого порядка, включая контролируемое внимание и рассуждения.

Анализ 20 научных исследований показал , что рабочая память не только тренируется, но и влияет на подвижный интеллект.

Подвижный интеллект - это способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект не зависит от ранее накопленных знаний.

Всего три недели регулярных когнитивных упражнений значительно увеличивает число нейронных соединений. Это приводит к ускорению обмена информацией между разными отделами мозга, улучшает способность к запоминанию новой информации, развивает логическое мышление, умение сопоставлять факты и быстро принимать верные решения.

Когнитивных тренировок существует великое множество. Мы собрали несколько, отличающихся простотой, малым объемом и быстрым результатом (как минимум сразу можно оценить на каком уровне сейчас находится ваша рабочая память).

Тест на долговременную память


Викиум


Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество вашего мышления. На основании результатов тестов вы получаете программу тренировок. Курс состоит из ежедневных 15-минутных занятий.

Сервис работает по freemium-модели: пользователи могут приобрести доступ ко всем курсам, специализированным задания, а также возможность соревноваться с другими участниками. Премиум-аккаунт стоит 1990 рублей в год.

На сайте проекта указано, что решение предлагаемых задачек поможет перестать отвлекаться на внешние помехи и раздражители, научит быстро переключаться между разными видами деятельности, концентрироваться на задачах и работать продуктивнее. У компании есть даже игры, которые работают с устройством, считывающим электрическую активность головного мозга (альфа-ритм и бета-ритм) – работать с ними нужно при полной концентрации и в абсолютном спокойствии.

Brain Metrix


А вот это уже настоящая игра, но создана она «по заветам» нейробиологов. Показать высокий результат сможет тот, кто будет хорошо предсказывать точное место, куда отправится мяч.
При игре старайтесь не сосредотачиваться на том, где находится мяч, а пытайтесь предсказать, где он может оказаться.

На сайте вы найдете и другие бесплатные игры против компьютера, которые помогут вашему мозгу лучше оперировать рабочей памятью. В некоторых случаях вам сразу напишут количество очков, после которого продолжать игру не нужно - вы и так достигли совершенства.

Eidetic


Eiedtic использует метод интервального повторения, чтобы помочь вам запомнить что-либо: от важных телефонных номеров до фактов из Википедии. Метод заключается в повторении запомненного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. Интервальные повторения не предполагают заучивания наизусть.
Работает только под iOS.

Fit Brains


Сервис работает с мозгом по шести направлениям: фокусирование, память, скорость, логика, визуализация и язык. Fit Brains - единственная программа обучения мозга, которая включает в себя тренинг по эмоциональному интеллекту (EQ) в дополнение к упражнениям по развитию когнитивных навыков. Есть как платная подписка, так и бесплатные курсы.

Тренировка мозга включает в себя множество видов обучения: тесты памяти, тесты IQ, подвижный интеллект, рефлекторные действия и креативность. Сочетание различных игр с запланированным графиком тренировки будет стимулировать все основные области мозга, отвечающие за память, и усиливать ваши навыки.

По мере того как мы становимся старше, нам нужно больше тренировать ум, чтобы сохранить и отточить навыки. Даже головоломки, загадки, кроссворды, карточные игры, и, возможно, некоторые компьютерные игры могут помочь стимулировать часть мозга, связанную с когнитивными способностями, логическим решением проблем, хранением памяти и другими умственными способностями.

UPD. Добавлен проект «Викиум».

Теги: Добавить метки

Редко встретишь человека, который не жаловался бы на плохую память. Но менять что-либо или работать над собой хотят не многие. А зря, ведь тренировка памяти – дело нехитрое. Время и силы затратить придется, но результат того стоит. Для тех, кто готов действовать, мы подготовили современные способы тренировки памяти. Они отличаются простотой, удобством и разнообразием. О том, как их применять, читайте дальше.

Как выбирать методы тренировки памяти

Выбирать упражнения или техники следует в зависимости от типа памяти, который больше всего нуждается в корректировке. Психология традиционно выделяет 6 типов:

  • словесно-логический;
  • образный;
  • двигательный;
  • эмоциональный;
  • произвольный;
  • непроизвольный.

Словесно-логический отвечает за запоминание слов, понятий, мыслей. Такой вид напрямую связан с процессом обучения.

Образный связан с восприятием предметов, явлений, образов. В зависимости от воспринимающего рецептора он бывает зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный.

Двигательный проявляется в возможности мозга запоминать, воспроизводить двигательные процессы. Благодаря ему разучиться кататься на велосипеде невозможно. Такой вид является основным в приобретении любых трудовых навыков.

Эмоциональный – фиксация эмоций, связанных с ними предметов. Такой тип выступает как самый надежный.

Произвольный является преднамеренным, осмысленной попыткой запомнить конкретную информацию.

Непроизвольный характеризуется спонтанностью, работает независимо от усилий человека.

Как тренировать память: главные правила успеха

Чтобы лучше хранить информацию, нужно обязательно учесть несколько простых, но важных правил:

  • Ее можно, а главное нужно тренировать. Любая работа над собой всегда приносит успехи.
  • Регулярность + систематичность – залог продуктивности любой тренировки. Такие занятия дают большой толчок для общего развития, а также помогают мозгу функционировать лучше.
  • Фантазировать полезно, особенно для памяти.
  • Стимул всегда помогает двигаться вперед, а значит без него – никак. Хорошей мотивацией служит представление памяти как мышцы. Если тренировать память (мышцу) постоянно, она войдет в тонус, станет сильной и упругой.
  • Чем больше систем задействовано, тем эффективнее тренинг.
  • Упорство и сосредоточенность помогут достичь успеха.

Тренируем память правильно: что нужно делать

Изучить и воспроизвести логически не связанные элементы

Для такой тренировки можно использовать слова, цифры. Суть метода проста: ниже приведены 20 слов/цифр, каждые из которых имеют свой порядковый номер. Условие задания – запомнить слово/цифру и его номер в течение 40 секунд, а потом воспроизвести на отдельном листе.

Эффективность тренировки вычисляется в процентах по формуле: К/20*100, где К – количество правильны слов.

Запоминать лица, имена, фамилии

Для такого метода нужно 10 фотографий (google картинки справятся). На обратной стороне каждого фото содержатся надписи с именами, фамилиями людей, изображенными на них (возможно, выдуманными). Задание метода – разобрать фотографии в хаотичном порядке и попытаться вспомнить имена, фамилии изображенных людей.

Читать – пересказывать

Такая методика знакома всем еще со школы. Суть ее проста – прочесть фрагмент книги, а потом попытаться восстановить его как можно детальнее. Такая тренировка памяти задействует также работу с текстом, его понимание, усвоение. Чтобы слегка упростить задачу, можно делать заметки самых главных моментов. Они будут служить планом при пересказе.

Тренировка двигательной памяти заключается в многократном повторении, постепенном обучении самых двигательных процессов. Для эффективности развития такого вида стоит соблюдать несколько деталей:

  • Структурировать. Не пытаться выучить все сразу. Подходить к работе размеренно, с множеством повторений.
  • Чередовать теорию с практикой. Мозг не способен длительное время концентрироваться на одном процессе, а значит, смена активного и пассивного восприятия будет эффективнее.
  • Отдых – это смена деятельности. Смена занятия станет хорошим отдыхом для себя и отличной работой для мозга.
  • Разнообразие + сон. Сочетание механического занятия с другим монотонным увеличивает эффективность запоминания, а крепкий сон уменьшает забывание в дважды.

Тренировать зрительную память

Благодаря этому виду воспринимается большая часть информации, а значит ее развитие, необходимо для человека.

Внимание – основной двигательный аппарат образной памяти. Способность запоминать множество мелочей, концентрироваться на деталях, умение выделять главное – это заслуга внимания. Тренировка памяти и внимания возможна в любом месте, в любое время. Для этого нужно попытаться больше концентрироваться на окружающих деталях: как одеты прохожие, какие цвета преобладают в любимом заведении, как расположены вещи на рабочем столе. Результат такой тренировки проверить сложно, но он даст о себе знать.

Дополнительные ресурсы для тренировки

Как тренировать память, когда мало времени и много работы? В таком случае существует немало разработанных программ на ПК, мобильные устройства. Главные плюсы таких приложений в том, что они, удобны, просты в использовании, не затрачивают много времени и всегда под рукой.

Такие ресурсы работают по схеме начального определения уровня памяти, а потом составлении индивидуальной программы. Самыми популярными, распространенными являются:

  • Викиум. Сайт содержит не только тренажеры, а также онлайн-школы, курсы и систему соревнований.
  • B-Trainika. Комплекс методик и упражнений, направленных на развитие и укрепление нейронных связей.
  • Меморадо. Эти тесты определяют способность запоминать. Результаты сообщают, на что именно нужно делать уклон, какие упражнения для этого существуют.
  • Логика чисел. Программа ускоряет процессы запоминания благодаря уклону на систему числовой информации.
  • Комплекс упражнений, развивающий логику, внимательность.
  • Language Memory Bomber помогает изучать иностранные слова посредством визуализации и ассоциации.

Не стоит ограничиваться этим списком, ведь на данный момент существует огромное количество разработанных программ, которые можно подобрать индивидуально.

Как сделать тренировку памяти эффективной

Итак, методик и тренингов, посвященных усовершенствованию навыков запоминания, существует огромное количество. Вишенкой на торте станут советы, следуя которым, процесс обучения, станет продуктивнее.

  • Интересный материал запоминается гораздо лучше, чем скучный непонятный текст.
  • Информация запоминается четче, если является простой, ясной и поддается структурированию.
  • При запоминании прочтенного материала нужно внимательно вникать в смысл, читать несколько раз, разбивая на условные фрагменты.
  • Информация в знакомой сфере запоминается лучше, чем та, с которой сталкиваемся реже.
  • Постоянные повторения – залог большего объема запомнившейся информации.
  • Между процессами изучения и повторения нужно соблюдать паузы, давать отдых мозгу и организму в целом.
  • Проще запомнить, проводя параллели, ассоциации со знакомыми предметами, явлениями.
  • Полученную информацию нужно проговаривать вслух.
  • Чтение книг и заучивание стихов однозначно пойдут на пользу.
  • Нужно не зубрить, а понимать смысл изученного.
  • Изучение иностранных языков не только улучшат память, но и пригодятся в дальнейших путешествиях.

Память – уникальный и незаменимый процесс. Это «мышца» мозга, которую можно усовершенствовать постоянными тренировками. Развитая фантазия, хороший стимул, упорство и внимательность станут гарантией хорошего результата, а подбор интересной информации, регулярное повторение сделают тренировки эффективнее. Главное – не лениться, сохранять постоянство. Использование различных методик помогает подобрать подходящую и развить память. Тренировка памяти – дело каждого, но ели есть усилия, будет результат.