Женский портал - Wivler

Женский портал - Wivler

» » Развитие волевых качеств через подвижные игры. "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр.". "К своим флажкам"

Развитие волевых качеств через подвижные игры. "Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр.". "К своим флажкам"

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднее профессиональное образование

Новосибирской области

«Татарский педагогический колледж»

МДК 02.06

Сборник игр и упражнений на развитие общения и нравственно – волевых качеств

Выполнил(а): Андреева М.В

Пояснительная записка…………………………………………………………..3

Дидактическая игра «Прогноз погоды»………………………………………...4

Подвижная игра «Салочки-догонялочки»……………………………………..5

Игра «Будь внимательным»…………………………………………………….5

Подвижная игра «Пустое место»……………………………………………….5

Сюжетно – ролевая игра «Лиса и гуси»………………………………………..6

Подвижная игра «Кто раньше дойдет до флажка?»………………………….6

Игра «Самый устойчивый»………………………………………………………7

Подвижная игра «Солнышко и дождик»………………………………………..7

Подвижная игра «Раздувайся, пузырь!»……………………………………….8

Подвижная игра «Карусели»……………………………………………………8

Игра «Лабиринт»………………………………………………………………...9

Игра «Посмотри и расскажи»………………………………………………….9

Игра «Я дарю тебе подарок»……………………………………………………9

Игра - беседа «Цветик-семицветик»……………………………………………10

Театрализованная игра «Моя семья»…………………………………………...10

Пояснительная записка

По-разному ведут себя малыши, пока не привыкнут к детскому саду. Одни довольно быстро осваиваются в новой обстановке, другие долгое время бывают растеряны, испуганы или же агрессивны, третьи открыто сопротивляются указаниям взрослого, кричат и капризничают, требуя выполнения своих желаний.
Такие внешне несхожие отклонения в поведении свидетельствуют о неразвитости или деформации нравственно-волевой сферы личности. Чаще всего это происходит вследствие неправильного воспитания в семье, когда ребенка либо изнеживают, постоянно опекая, либо позволяют делать все, что ему захочется, либо, наоборот, сковывают свободу бесконечными запретами и угрозами наказания. Не менее вредны и противоречивые требования к ребенку со стороны разных членов семьи.
Важной задачей воспитателя является преодоление этих негативных проявлений, которые портят жизнь и ребенку и окружающим его людям. Нельзя ограничиваться лишь беседой с родителями. Гораздо важнее организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы поведение его перестроилось. Деятельность, которая приносит малышу удовольствие, помогает в его воспитании значительно больше, чем прямые требования исправиться,
слушаться взрослых.

В данном сборнике содержатся игры, направленные на развитие общения и нравственно-волевых качеств дошкольника. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести: стремление к общению, способность не пугаться трудностей, умение мобилизовывать свои усилия для достижения цели; умение соблюдать очередность, не мешая другим, а также делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им.
Каждая игра учит детей согласованности движений, являющихся средством достижения игровой цели. Создаются такие условия, при которых ребенок может оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Это позволяет воспитателю формировать дружеские взаимоотношения детей в группе.

Дидактическая игра «Прогноз погоды»

Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики.

Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением состояния погоды.

Ход игры: Ребенок - «диктор телевидения» - садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.). Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики? Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети - «телезрители» - стараются его угадать. Кто это сделает лучше?

Подвижная игра «Салочки-догонялочки»

Цель: Воспитание у детей смелости, способности мобилизироваться и избежать опасности.

На полу выделяются две «зоны» - дом для салочки и дом для остальных ребят. Между ними остается свободное пространство. Дети берутся за руки, строятся в шеренгу и дружно шагают от черты со словами: «мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать! » - с последними словами текста, но не раньше, все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если ей это удается, то пойманный ребенок идет в дом для салочки, а игра продолжается, если нет, то выбирается новый водящий.


Игра «Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса

Подвижная игра «Пустое место»

Цель: Формирование волевых качеств и овладение своим поведением. В отличие от предыдущих игр в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Ребенок должен сам выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Содержащийся в ней элемент соревнования заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, а также не нарушая правила поведения в совместной деятельности.

Сюжетно – ролевая игра «Лиса и гуси» (Вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение : эта игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная цель ее - вызвать желание помогать другому. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе). Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, так как вселяет в них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей-либо неловкостью, потому что это может случиться с каждым.


Подвижная игра «Кто раньше дойдет до флажка?»

Цель игры: развивать сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации. Развивать мышление и умение ориентироваться в помещении с закрытыми глазами при помощи полученных команд.

Оборудование: два небольших флажка на подставке, два шарфа или платка для завязывания глаз, 4 воздушных шарика.

Ход игры: руководитель объясняет ребятам правила игры, которые заключаются в том, чтобы как можно быстрее дойти до флажка, но при этом необходимо преодолеть невидимые препятствия.

игра «Самый устойчивый»

Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, стремление к победе, силу воли, быстроту реакции и другие физические качества ребят.

Оборудование: большой круг, начерченный на полу или на игровой площадке, 1–2 воздушных шарика.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам рассчитаться на «первый-второй», для того чтобы разделить группу на 2 команды. После этого дети должны придумать названия для своих команд.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня зонтик. Сейчас мы с вами сыграем в игру. Когда я скажу: «Дождик!» - бегите ко мне прятаться под зонтик. Когда скажу: «Солнышко!» - отправляйтесь гулять.

Когда дети сидят под зонтиком можно вместе с детьми проговаривать потешку: Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!

Подвижная игра «Раздувайся, пузырь!»

(Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры:
Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Правила игры:

Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки.

На слово " Хлоп " руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Подвижная игра «Карусели»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Игра «Лабиринт»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

Игра «Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Игра «Я дарю тебе подарок»

Эта игра воспитывает у детей желание сделать что-то приятное для дру гого, например, подарить ему то, что нравится самому. Такое стремление является основой гуманного отношения к людям и чрезвычайно важно для нравственного развития ребенка.
Игровая ситуация такова, что ребенок сам выбирает, кому он хочет сделать подарок и что именно подарить. Таким образом,
дети учатся самостоятельно принимать решения, что для трехчетырехлетнего ребенка довольно сложно.

Игра - беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.


Анита Бадалян
Игры по развитию произвольности, самоконтроля и волевой регуляции поведения

Игровое упражнение "Ловим комаров".

Цель : снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивному ребенку подвигаться в свободном ритме и темпе.

Описание задания : Скажите ребенку "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку, и к нам в комнату налетело много комаров. По команде "Начали!" мы будем ловить комаров. Вот так! Родитель в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме. По команде "Стой!" мы должны сесть вот так : родитель показывает, как надо сесть (на свое усмотрение) . Готов? "Начали!". "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опусти расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - снова за работу!"

Игровое упражнение «Королевская битва» .

Цель : овладение умением действовать по правилу, развитие произвольного контроля над своими действиями, снятие физической агрессии, мышечного и эмоционального напряжения.

Описание задания : Понадобятся листы бумаги, скомканные в шарики, количество шариков должно быть одинаковым. Родитель предварительно готовит площадку для игры , в середине площадки он размечает так называемую нейтральную полосу. Задача игроков - закидать команду противника шариками. Заступать на нейтральную полосу нельзя. Шарики, брошенные и попавшие на вашу территорию, нужно перебрасывать обратно, побеждает та команда, на территорию которой останется меньше шариков.

Упражнение "Шалуны".

Цель : развитие произвольной регуляции .

Описание задания : Родитель по сигналу (колокольчик или хлопок в ладоши и т. д.) предлагает ребенку пошалить : бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу родителя все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнение "Мельница".

Цель : развитие межполушарного взаимодействия.

Описание задания : Предложите ребенку стоя делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное .

Упражнение "Руки-ноги".

Цель : развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.

Описание задания : Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.

Ноги вместе - руки врозь.

Ноги врозь - руки вместе.

Ноги вместе - руки вместе.

Ноги врозь - руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Дыхательное упражнение.

Описание задания : Сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. Задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки опустить вниз, голову на грудь.

Цель : развитие умения управлять движениями и контролировать своим поведением , воспитывать выдержку.

Описание задания : Родитель и ребенок выстраиваются в одну линию и по команде родителя очень медленно двигаются до линии финиша. Побеждает тот, кто приходит к финишу последним. Правила игры : запрещается останавливаться и топтаться на одном месте.

Игровое упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки» .

Цель : развитие наблюдательности , умения действовать по правилу, волевой регуляции поведения , навыков произвольного поведения .

Дидактический материал :3 силуэта ладоней вырезанные из картона.

Описание задания : Ребенку предлагается три силуэта ладони : красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда родитель поднимает красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру нужно «молчалками» .

Игровое упражнение «Праздничный салют» .

Цель : снижение агрессии, повышение настроения, снятие нервно психического напряжения.

Материал : листы бумаги для родителей и ребенка.

Описание задания : Родителю и ребенку предлагается лист бумаги и пытается изобразить с его помощью свое состояние, настроение. Бумагу можно рать, мять, жевать. Нельзя лишь на ней рисовать. По сигналу родителя каждый передает свое настроение. Тот тоже делает с бумагой соседа что-нибудь и по сигналу опять передает. Желательно, чтобы после завершения упражнения от листа бумаги остались лишь мелкие кусочки. Предлагается сделать из них праздничный салют.

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеки последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. В беседах с родителями мы замечаем, что взрослых волнуют проблемы подготовки детей к школе, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, родители не придают большого значения. Поэтому нам необходимо разъяснять родителям детей дошкольного возраста важность своевременного воспитания нравственно-волевых качеств, вооружать их педагогическими знаниями и методами.

Скоро ваши дети пойдут в школу. Каждый из вас хотел бы, чтобы его ребенок как можно лучше был бы подготовлен к школе. Не забывайте о том, что ограничиться только подготовкой детей к обучению грамоте и математике недостаточно. Не менее важно воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создается путем постоянного упражнения. Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участия в нем дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и учебной. Что может делать ребенок 6-7 лет по самообслуживанию и в помощь взрослым в хозяйственно-бытовом труде?

Ребенок старшего возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко не каждый ребенок будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее. А если ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость. Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить работу? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными и эгоистическими.

Как же следует организовывать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?

Прежде всего, вы взрослые, должны определять, какие обязанности по дому будет выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было обязанностей, то надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком. Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения. Необходимо учитывать особенности его нервной системы и физические возможности. Давая поручения ребенку, разъясните ему цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный результат его. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки. К преодолению трудностей побуждает ребенка одобрение родителей, выражение им радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как он хорошо справился с трудностями. Но слишком захваливать ребенка нельзя. Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.

Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.

Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил"). Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также спосбствуют формированию волевых качеств. Было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах.

"Чья команда быстрее". Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 - 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.

"Бой петухов"

Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному "петуху". "Петухи" становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу "петухи" старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось - получал очко для своей команды. Когда все "петухи" приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.

С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете "Чья команда быстрее" некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете "Бой петухов" наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот - проявить решительность, принять участие в игре.

3. Игры, развивающие волевую регуляцию

«Говори по сигналу»

Цель: регуляция речи, выработка самоконтроля.

Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, помогаете ему обратить внимание на свое "я".

В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать посерьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).

«Царевна Несмеяна»

Цель: формирование элементов самоконтроля.

Всем знакомы жалобы детей на то, что кто-то другой мешает им сосредоточиться и смешит их. В данной игре им придется преодолеть именно это досадное обстоятельство.

Вспомните такой мультипликационный персонаж, как царевна Несмеяна. Развеселить ее было практически нереально, она ни на кого не обращала внимания и лила слезы день и ночь. Сейчас ребенок будет такой царевной. Плакать, конечно, не стоит, но смеяться ему строго-настрого запрещается (иначе какая же это Несмеяна?). В том же мультике, как известно, был обеспокоенный отец, обещавший царевну в жены и полцарства в придачу тому, кто ее развеселит. Такими потенциальными женихами, охочими до царской казны, могут выступать другие дети. Они окружают царевну (которую может играть как мальчик, так и девочка) и пытаются всеми силами заставить ее улыбнуться. Тот, кто в этом деле окажется успешным настолько, что вызовет у Несмеяны широкую улыбку (видны будут зубы), считается выигравшим этот конкурс женихов. В следующем туре этот человек меняется с царевной местами.

Примечание. Лучше устанавливать некоторые ограничения среди "женихов" (они не имеют права дотрагиваться до царевны) и для Несмеяны (она не должна отворачиваться или закрывать глаза или уши).

4. Коммуникативные игры

«Сиамские близнецы»

Цель: развитие концентрации внимания, сплочение группы.

Спросите у ребенка, знает ли он, кто такие сиамские близнецы. Если он об этом не слышал, расскажите ему, что очень редко, но все же случается, что рождаются сразу не просто два ребенка, а дети, сросшиеся между собой. Чтобы воображение ребенка не нарисовало ему ужасную картину на эту тему, утешьте его, что современная медицина способна их разделить и они живут, как и все остальные. Но в древние времена врачи еще не умели делать такие операции. Поэтому сиамские близнецы жили всю жизнь не только душа в душу, но и имея почти общее тело. Узнайте мнение ребенка, трудно ли так жить. В каких ситуациях им нужно было проявлять согласованность в совместных действиях?

После того как эмоциональное отношение к проблеме высказано, переходите к делу. Скажите ребенку, что наверняка такие братья или сестры становились просто гениями общения, ведь чтобы сделать хоть что-нибудь, им приходилось все согласовывать и подстраиваться друг под друга. Поэтому вы сейчас поиграете в сиамских близнецов, чтобы научиться хорошо общаться.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Предупредите играющих, что жюри (то есть вы или другие взрослые) будет оценивать не только качество полученной картины, но и течение самой работы: были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал ребенок), обсуждали ли дети сюжет рисунка, порядок рисования и т. д.

Примечание. После того как рисунок будет закончен, обсудите с художниками, трудно ли им было работать и понравилось ли им создавать картину вместе. Можно ненавязчиво остановиться на ошибках в сотрудничестве, допущенных детьми. Однако не забудьте перед этим отметить положительные стороны их общения.

«Чужими глазами»

Цель: развитие сотрудничества между детьми, выработка терпения и внимания, развитие коммуникативных навыков.

В этой игре дети тоже должны создать общую картину. Но при этом их сотрудничество не будет равным, как в предыдущей игре.

Примечание. Закончив рисунок, как и в предыдущей игре, обсудите с детьми не только полученный результат, но и сам процесс рисования.

«Ожившие игрушки»

Цель: развитие навыков невербального общения, развитие самоконтроля.

Спросите у ребенка, как он думает, что происходит ночью в магазине игрушек. Выслушайте его версии и предложите представить, что ночью, когда нет покупателей, игрушки оживают. Они начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Но ответ он должен не выкрикнуть, а записать (или нарисовать) на листке, чтобы шумом не выдать игрушек. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Когда вы почувствуете спад интереса у ребенка, то объявите, что светает. Тогда игрушки должны снова встать на свои места, таким образом, игра будет окончена.

Примечание. В данной игре ребенок приобретает навыки невербального (без использования речи) общения, а также развивает самоконтроль, ведь когда он догадался, что за игрушку вы изображаете, ему так хочется тут же сказать об этом (а еще лучше крикнуть), но правила игры не позволяют сделать этого. Когда же он сам изображает игрушку, тоже нужно приложить усилия, чтобы не издавать звуков и не подсказывать взрослому.

«Разговор через стекло»

Цель: тренировка невербального мышления, фокусирует внимание ребенка на другом человеке.

Эта игра похожа на предыдущую, но изображать без слов в ней придется уже не отдельные слова, а предложения.

Помогите ребенку представить, что он находится на пятом этаже дома. Окна плотно закрыты, звук сквозь них не проникает. Вдруг он видит внизу на улице своего одноклассника. Тот что-то пытается ему передать и отчаянно жестикулирует. Пусть ребенок постарается понять, какую информацию до него пытаются донести. Когда вы в роли одноклассника будете пытаться изобразить загаданное вами предложение, то можно использовать не только мимику, жесты и движения, но и подручные средства. Например, если вы хотите передать ученику за стеклом, что уроков сегодня не будет, то можно изобразить это не только радостью, но и делая вид, что выкидываете портфель. Если ребенок не может догадаться, что вы показываете, то пусть пожмет плечами. Тогда попробуйте показать то же самое каким-то другим способом. Если же у него готов какой-то ответ, то в данной игре можно его произнести вслух. Если ребенок верно отгадал только часть предложения, то вы сможете повторить правильную часть, а остальную пусть снова отгадывает. В следующий раз поменяйтесь с ним ролями. Персонажи, пытающиеся что-то вам поведать с земли, тоже могут меняться: представьте и бабушку, и соседку, и учительницу и пр.

Примечание. Таким образом, это игра развивает способность понимать других людей, быть внимательным к их различным поведенческим проявлениям.

Медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5- 6 лет. Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении: 1. Изменение окружения: · изучите нейропсихологические особенности...

Навыков управления когнитивными и поведенческими реакциями в этих ситуациях, обучение стратегиям самоподкрепления и преодоления симптомов гиперактивности. 4.3 Роль педагогов в коррекции гиперактивности детей В организации помощи гиперактивным детям и их родителям необходимо и участие педагогов – воспитателей, учителей. Выполнение ряда психологических рекомендаций позволяет нормализовать...


Прежде всего, необходимо изменить окружение ребёнка в семье, школе и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций . Лечение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». Это значит, в нём надлежит участвовать...





Родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе выполнения дипломной работы был проведён теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования особенностей готовности к школьному обучению гиперактивных детей и эмпирическое исследование особенностей готовности к школьному обучению дошкольников с наличием признаков данного...

Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно-волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте.

К ним относятся:

Способность не пугаться трудностей;

Умение мобилизовать свои усилия для до-стижения цели;

Умение соблюдать очередность, не мешая другим;

Готовность делиться игрушками;

Делать приятное сверстникам, помогать им.

О неразвитости или деформации нравствен-но-волевой сферы личности могут свидетель-ствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях.

Так, например, адаптация к условиям пребы-вания в ДОО - важный момент в жизни ребенка. Каждый дошкольник проживает этот период по-своему. Одни дети довольно быстро осваи-ваются в новой обстановке, другие долгое вре-мя бывают растеряны, испуганы или же агрес-сивны, некоторые открыто сопротивляются указаниям взрослого, кричат и капризничают, требуя выполнения своих желаний.

Чаще всего это происходит вследствие не-правильного воспитания в семье, когда ребен-ка либо очень балуют, постоянно опекая, либо позволяют делать все, что ему захочется, либо, наоборот, сковывают свободу бесконечными за-претами и угрозами наказания. Не менее вред-ны и противоречивые требования к ребенку со стороны разных членов семьи.

Важной задачей воспитателя является преодоле-ние этих негативных проявлений, которые наносят вред и ребенку, и окружающим его людям. Нельзя ограничиваться лишь беседой с родителями. Гораз-до важнее организовать деятельность дошкольника

таким образом, чтобы поведение его перестроилось. Деятельность, которая приносит ребенку удоволь-ствие, способствует его воспитанию значительно больше, чем прямые требования исправиться, слу-шаться взрослых.

Развитию нравственно-волевых качеств способ-ствует систематическое проведение различных игр и, прежде всего, подвижных игр с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка опреде-ленных волевых усилий, необходимых для дости-жения личного успеха, кроме того, стимулируют до-брожелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая яв-ляется средством достижения игровой цели, способ-ствуют повышению активности сознания дошкольни-ка, что, безусловно, сказывается на его поведении.

В качестве примера в приложении представлены игры, направленные на развитие у детей нравствен-но-волевых качеств.

Организовывать их следует в порядке возрас-тания сложности обучающей задачи, причем каж-дая игра является ступенькой последовательного волевого и нравственного развития. Например, та-кие игры, как «Догонялки» и «Лохматый пес», учат дошкольников преодолевать нерешительность, ро-бость, страх перед новым, неизвестным. Помогает им в этом поддержка сверстников. Так, держась за руки, дети все вместе направляются к «опасной чер-те». Эмоциональный подъем, который они испыты-вают при этом, также является опорой для преодо-ления страха.

В последующих играх дети действуют уже не од-новременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходит-ся немного подождать, что приучает дошкольников считаться не только с собой, но и с другими. Дей-ствие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для такого произвольного поведения в играх стано-вятся роль и воображаемая ситуация, а средством выполнения игровых задач - движение.

Игры «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?» содержат элементы соревнования, что тре-бует от ребенка мобилизации своих усилий.

В более сложных играх («Ай, гу-гу», «Салочки-вы-ручалочки», «Я принес тебе подарок») дошкольники учатся помогать сверстникам и делать приятное друг другу. Иногда приходится отдавать другому то, что нравится самому, - а это очень непросто, особенно детям младшего дошкольного возраста.

Взрослому нужно создать во время игры такую обстановку, чтобы удовольствие, получаемое ребен-ком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди раз-ные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение ана-лизировать и свои действия.

Приложение

Примеры игр,

направленных на развитие у детей

нравственно-волевых качеств

Игра «Лохматый пес»

Игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состо-ит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее, но не убегать до определенно-го сигнала (слов воспитателя). Таким образом, игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь и не пасовать перед трудностями. Ее образный характер способствует развитию воображения, а со-вместная деятельность - сближению и объединению дошкольников.

Воспитатель чертит на земле круг - «дом лохматого пса». На расстоянии 2-3 шагов от него проводит чер-ту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где игроки будут спасаться от лохматого пса. Такая подготовка привлекает внимание дошкольников. Пользуясь этим, воспитатель настраивает их на игру и объясняет ее правила.

Вначале роль лохматого пса берет на себя педагог. По его указанию все дети подходят к черте, обознача-ющей их «дом», берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находит-ся в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно де-лать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые за ним повторяют воспитанники:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет?!

Взявшись за руки, дети подходят, крадучись, к черте. Когда воспитатель произносит последние слова, они дотрагиваются до «пса», который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Затем неожиданно для всех «пес» открывает глаза и лает, а дети убегают в свой «дом» - за черту. «Пес» гонится за игроками, лает на них, затем снова возвращается в свой «дом». Игра начинается сначала. Роль пса каждый игрок проигрывает дважды.

Правила игры:

Не дотрагиваться до «пса» до тех пор, пока воспитатель и дети не закончат проговаривать текст;

- «пес» не должен шевелиться и открывать глаза до тех пор, пока игроки до него не дотронуться;

Бежать в свой «дом», спасаясь от «пса», можно только после того, как он залает.

Советы воспитателю

Воспитателю нужно стремиться создать выразительный образ лохматого пса - добродушного по харак-теру. А сердится он потому, что ему мешают спать. Пес никому не причиняет вреда и даже не ловит детей, а только прогоняет их громким лаем. Эта роль требует выразительных движений: «пес» обходит вокруг сво-его «дома», залезает в него, устраивается поудобней (исполнитель роли присаживается на корточки, прячет нос в ладони, закрывает глаза).

Объясняя воспитанникам, как играть эту роль, следует подчеркнуть, что пес не шевелится, когда дети до него дотрагиваются, но они не должны его толкать и дергать, потому что он может рассердиться. Важно, что-бы пес залаял неожиданно для всех. Этот момент может подсказать воспитатель, дотронувшись до ребенка, играющего пса, рукой или подавая ему другой сигнал.

В этой игре пес не ловит игроков. Чтобы участники успели, набегавшись, немного отдохнуть, он должен некоторое время свободно походить, немного полаять и т. п., прежде чем снова занять свое место или пре-жде чем сменят исполнителя роли.

Следует следить за тем, чтобы к «дому» пса дети подходили ровной шеренгой, согласуя свои шаги с рит-мом текста. Особенно внимательно это нужно контролировать при повторении игры.

Обычно детей больше всего привлекает роль лохматого пса. Каждый стремится получить ее и выражает свое нетерпение. Чтобы все участники игры были удовлетворены, можно выбирать не только пса, но и двух щенков, которые будут действовать вместе с ним.

Игра «Смелые мышки»

Особенности игры и ее воспитательное значение

Игра направлена на воспитание у дошкольников умения сдерживать себя, а также оценивать выполне-ние игровых правил. Задача, стоящая перед ребенком, существенно усложняется по сравнению с игрой «Лохматый пес»: от него требуется большая выдержка (сигнал к действиям подается после длительной па-узы), более вероятной становится и опасность быть пойманным. Усложняются пространственные условия для движений. Все это учит ребенка управлять своим поведением и способствует формированию волевых качеств личности.

Эта игра связана с выполнением ролевых действий. Воображаемая ситуация помогает ребенку решить поставленную задачу. Но, в отличие от предыдущих игр, активные действия выполняются небольшими груп-пами (по 5-6 детей) по очереди. Остальные участники игры исполняют роль жюри. Наблюдая и оценивая правильность действий сверстников, они замечают ошибки и неточности. Это имеет большое значение для лучшего усвоения правил игры, более четкого и сознательного их выполнения. Таким образом, игра не только учит детей выдержке, но и создает важные предпосылки для формирования навыка самоконтроля.

Описание игры и приемы ее проведения

Данную игру лучше проводить в смешанной группе, где есть дети 4-5-летнего возраста. Она начинается с организации игрового пространства, к которой привлекаются и дошкольники: они ставят для игроков сту-лья в ряд. Воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульев (расстояние между ними - примерно 20 шагов), сбоку ставится стул для ловишки - кота.

Дети садятся на стулья. Выбираются 5-6 дошкольников, которые будут смелыми мышками, и один ребе-нок - на роль кота. «Мышки» становятся у черты, а «кот» занимает место на своем стуле. Воспитатель про-износит текст, дети за ним повторяют:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре -

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон...

(Длительная пауза.)

Убежали мышки вон.

Дети-«мышки» делают несколько шагов по направлению ко второй черте, осторожно подкрадываясь, и останавливаются примерно на середине между двумя чертами. Дети-зрители хлопают в ладоши, а «мыш-ки» «дергают за гири» - делают соответствующие движения руками, затем испуганно замирают, готовясь бежать. Во время паузы воспитатель и дети-зрители произносят: «Бом-бом-бом!» С последними словами текста «мышки» убегают, а «кот» их ловит.

Спасаться от «кота» «мышки» могут за любой чертой, двигаясь или назад, или вперед. «Кот» ловит их толь-ко в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются те «мышки», до которых «кот» дотронулся. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие «мышки» были смелыми, какие трусливыми, кого «кот» поймал, ловкий ли «кот», не нарушали ли он и «мышки» правил игры. После этого выбираются новые «мышки» и «кот», и игра повторяется сначала.

Правила игры:

Бежать можно только после того, как будет произнесена последняя фраза текста («Убежали мышки вон»);

Ловить «мышек» можно только в пространстве между двумя чертами, «кот» не имеет права переходить черту;

Спасаться от «кота» разрешается за любой чертой, по выбору ребенка;

Пойманными считаются те «мышки», до которых дотронулся «кот»;

Хватать и тащить «мышек» запрещается.

Советы воспитателю

Одним из главных моментов этой игры является четкое соблюдение ее правил и в особенности выдер-живание продолжительной паузы перед движениями. Пауза заполняется «боем часов», что определяет ее длительность, а также облегчает детям ожидание сигнала, разрешающего бег. В дальнейшем, при повторе-нии игры, длительность паузы может увеличиваться.

Решающим условием успеха этой игры является создание образной ситуации. Следует обратить внима-ние детей на то, что «мышки» не боятся попасть в лапы «коту», потому что они смелые и хитрые. «Мышки» очень любопытны, их заинтересовали часы, поэтому они «дергают за гири».

Дети-«мышки» должны самостоятельно найти выход из создавшегося положения, т. е. решить, куда бе-жать от «кота». Времени на раздумья практически нет, что еще больше осложняет задачу. Однако подобные игры вырабатывают у дошкольников такие качества, как решительность и ловкость.

Следует напоминать детям в процессе игры важное правило: «коту» не разрешается переступать черту. Воспитатель может подчеркнуть, что ловкий и умный «кот» постарается поймать как можно больше «мышек» (т. е. дотронуться до большего количества пробегающих детей, а не хватать одного и тащить его в свой «дом»).

С 3-летними дошкольниками игру можно проводить без ловли «мышек». Эти действия, а также роль «кота» вводятся по мере того, как дети освоятся с игрой.

Один из важных моментов игры - оценка выполнения правил. Воспитатель, разбирая вместе с детьми по-ведение «мышек» и «кота», должен подсказать им с помощью наводящих вопросов все ошибки и нарушения, если они имеются. При этом не забыть поощрить тех, кто четко выполнял все правила. Лучшим исполните-лям ролей можно вручить призы.

В первый раз эту игру следует проводить в помещении, где дети меньше отвлекаются. В дальнейшем, ког-да воспитанники освоят правила игры, ее можно организовать и на участке.

Игра «Пустое место»

(вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение

В данной игре, в отличие от других подвижных игр, дошкольникам предлагается не воображаемая ситу-ация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением.

Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения детей в группе. Содержащийся в ней эле-мент соревнования (кто раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внима-тельным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не на-рушить правил поведения в совместной деятельности.

Описание игры и приемы ее проведения

В начале игры воспитатель обращается к детям: «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» Он предлагает им взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Затем просит опустить руки и сесть на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, говоря:

Огонь горит, вода кипит,

Тебя сегодня будут мыть,

Не буду я тебя ловить!

Дошкольники повторяют за ним текст. На последнем слове воспитатель дотрагивается до кого-нибудь из детей, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!».

Воспитатель показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освобо-дившееся место. Затем педагог и ребенок с разных сторон обегают круг. Воспитатель дает ему возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, чтобы дети смогли запомнить их и освоиться с правилами игры. Выбрав другого ребенка, педагог на этот раз старается первым занять освободившееся место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителя награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры:

Выбирать в партнеры следует того, кто еще ни разу не бегал;

Бежать по кругу игрокам надо в противоположные стороны;

Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.

Советы воспитателю

Игра очень проста по своей организации. Она не требует большого пространства и может проводить-ся как на улице, так и в помещении. Следует учитывать, что детям трудно долго стоять на одном месте, они утомляются, становятся невнимательными и беспокойными. Поэтому вначале игру нужно провести в поме-щении, где есть возможность посадить детей или на ковер, или на приготовленные стулья.

Игра должна проходить быстро, живо. Нужно стремиться удовлетворить желание каждого ребенка уча-ствовать в соревновании. Вместе с тем не менее важно приучать детей считаться не только с собой, но и с другими и выполнять роль активных болельщиков в соревновании.

Если ребенок не может быстро выбрать себе партнера, воспитателю следует помочь ему, шепнув на ушко имя достойного соперника.

Игра «Лиса и гуси»

(вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение

Данная игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная ее цель - вызвать желание помогать друг другу. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто был пойман ловишкой. Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, т. к. формирует у них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей-либо неловкостью, потому что это может случить-ся с каждым. Игра носит сюжетно-ролевой характер, это помогает успешному решению игровой задачи.

Описание игры и приемы ее проведения

В игре принимает участие вся группа. Один ребенок выбирается на роль лисы, остальные дети изобра-жают гусей, воспитатель - их хозяина.

Педагог проводит на земле две черты на расстоянии 25-30 шагов. За одной из них находится «дом» хозя-ина и гусей, за другой - «луг», где пасутся гуси. Кружком обозначается «нора» лисы.

Игра начинается с того, что «хозяин» провожает «гусей» на «луг». Некоторое время они свободно гуля-ют, изображают, что щиплют траву. По зову «хозяина», который находится в «доме», «гуси» выстраиваются у черты (границы «луга»), и между ними происходит следующий диалог:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да-да-да!

Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом для появления «лисы»: «гуси» бегут к «хозяину», а «лиса» их ловит. Того, кого «лиса» осалит (дотронется рукой), она отводит в свою «нору». «Хозяин» считает «гусей», отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду «гусей». Все участники игры вместе с воспитате-лем подходят к «лисьей норе».

Хозяин и гуси:

Лиса, лиса, отдай наших гусят!

Лиса:

Не отдам!

Хозяин и гуси:

Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко взять друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» - говорит «хозяин». Он подходит к «лисе», берет ее за руки и обращается к «гусям»: «Держитесь крепко. Тянем-потянем. Ух! По-тя-нем!» На последнем слове все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад. Так повторяется 2-3 раза. Как только «лиса» под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные «гуси» выбегают из «норы» и возвращаются «домой». Затем выбирается новая «лиса», и игра начинается сначала.

Правила игры:

После слов «хозяина»: «Ну, летите!» «гусям» нужно бежать домой, а «лисе» ловить их;

- «лиса» не должна хватать «гусей», достаточно лишь осалить бегущего ребенка; пойманный «гусь» оста-ется на месте, и «лиса» отводит его в свою «нору»;

На выручку пойманных «гусей» отправляются все участники игры;

Как только игроки перетягивают «лису» (она делает шаг вперед), пойманные «гуси» считаются свобод-ными и возвращаются к «хозяину».

Советы воспитателю

Поведение воспитателя в этой игре будет служит примером для дошкольников. Нужно стремиться про-вести игру динамично, весело, вызывая у детей желание выручить попавших в беду «гусей», раскрыть им нравственный смысл совершаемых поступков.

Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы вытянуть «лису», необходимо показать им, как можно сохранять равновесие во время перетягивания (широко расставить ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить на талию партнера, стоящего впереди).

Если первый ребенок будет крепко держаться за воспитателя, цепочка не развалится. Для того чтобы уси-лия всех детей были одновременными, педагог произносит сигнальное слово: «По-тя-нем!»

В конце игры, когда «лиса» будет побеждена, нужно подвести итог - объяснить детям, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Игра «Ай, гу-гу!»

(вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение

Эта игра отличается от игры «Лиса и гуси» лишь тем, что помощь друг другу дети оказывают уже индиви-дуально и по собственному побуждению.

Описание игры и приемы ее проведения

Воспитатель рассаживает детей на стулья. Переходя от одного ребенка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из воспитанников. «Хочешь играть со мной? - спрашивает он. - Тогда пойдем вместе.»

Воспитатель берет ребенка за руку, и они вместе идут дальше, говоря: «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно педагог собирает в одну цепочку всех игроков. Последнего ребенка он просит оста-новиться, не отпуская руки соседа, потом подходит к нему и замыкает круг. Затем воспитатель прогова-ривает текст и просит участников повторять за ним движения, наглядно объясняя таким образом содер-жание игры:

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу,

Не кружися на лугу.

(Дети ведут хоровод вправо и с последним словом слегка приседают.)

На лугу-то лужица.

(Держась за руки, идут влево.)

Голова закружится.

(Слегка приседают.)

Ой, вода! Ой, вода!

(Опускают руки, поворачиваются лицом к центру.)

Вот беда так беда!

(Берутся руками за голову и качают головой.

На последнем слове поворачиваются спиной к «луже».)

Прыг-скок, прыг-скок.

(Делают несколько прыжков от центра и останавливаются.)

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

(С последним словом приседают, «попадают в лужу».)

Воспитатель подходит к любому ребенку, берет его за руки и помогает выскочить из «лужи». «Спасенный» воспитанник может по собственному желанию таким же образом помочь любому из игроков «выскочить из лужи». Так дети вместе с воспитателем «спасают» всех, и игра начинается сначала.

Правила игры:

Движения необходимо выполнять в соответствии с проговариваемым текстом,

Вовремя переходить от одного движения к другому;

Разрешается помогать любому игроку, по собственному выбору.

Советы воспитателю

Своеобразное начало игры поможет педагогу создать непринужденную обстановку в группе, обратить-ся к каждому ребенку и пригласить его принять участие в совместном действии. При повторении игры в этот же день можно опустить ее вступление. Однако такое приглашение, настраивающее детей на об-щую деятельность, очень важно, т. к. дает каждому дошкольнику возможность почувствовать внимание и доверие сверстников, понять, что он является равным среди них. Необходимо постараться провести игру живо, весело, непринужденно. Раскованное, эмоциональное поведение воспитателя послужит для детей примером.

Игра «Салочки-выручалочки»

Особенности игры и ее воспитательное значение

Цель игры - воспитание у дошкольников умения своевременно приходить друг другу на помощь. Игра отличается тем, что пр