Женский портал - Wivler

Женский портал - Wivler

» » Физическое и нервно-психическое развитие детей. Физическое и психическое развитие дошкольника Физическое нервно психическое и социальное развитие ребенка

Физическое и нервно-психическое развитие детей. Физическое и психическое развитие дошкольника Физическое нервно психическое и социальное развитие ребенка

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет - окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, мес

Прибавка длины тела за 1 мес, см

Прибавка длины тела за истекший период, см

Прибавка массы тела за 1 мес, г

Прибавка массы тела за истекший период, г

600

600

800

1400

2,5

8,5

800

2200

2,5

750

2950

700

3650

650

4300

600

4900

550

5450

1,5

20,5

500

5950

1,5

450

6400

1,5

23,5

400

6800

1,5

350

7150

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11-12 см, за третий год жизни - 8 см, за четвертый - 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П - 4), где П - число лет, 6 - средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5-7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек - 3348 г. Масса тела ребенка к 4-4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий - по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 - 50 х (П - 3), где X - ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П - число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П - 1), где Р - ожидаемая масса, П - число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1-2 см. В первые 3-5 мес ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33- 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном - на 1-2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени - длина тела у детей до 1 года равняется 25-20 см, а в 2-3 года - 20 см, в 6-7 лет - 15-10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5-10 см, в 2-3 года - на 9-6 см, в 6-7 лет - на 4-2 см, в 8-10 лет - больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977-1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1-11 лет

Длина тела, см

Масса тела, кг (М ± а)

Окружность грудной клетки,

см (М ± а))

мальчики

девочки

9,2-11,5

46,9-51,1

45,8-50,0

10,0-12,2

47,9-52,0

46,7-51,0

10,7-13,1

48,8-53,0

47,7-51,9

12,1-14,4

49,7-54,2

48,6-52,9

Продолжение табл. 2

Длина тела, см

Масса тела, кг (М ± о)

Окружность грудной клетки,

см (М ± ст)

девочки

13,3-15,8

50,6-55,2

49,5-53,9

100

14,3-17,1

51,8-56,3

50,6-55,1

105

15,8-18,6

53,0-57,8

51,8-56,7

ПО

17,2-20,1

54,5-59,0

52,8-58,1

115

18,8-21,7

55,7-60,6

54,1-59,6

120

20,5-24,2

57,3-62,4

55,4-61,1

125

22,4-26,8

58,9-64,3

56,8-62,9

130

24,6-29,8

60,4-66,4

58,5-65,1

135

26,9-32,8

62,4-68,7

60,4-67,4

140

29,4-36,3

64,2-71,0

62,4-70,1

145

32,4-40,2

66,8-73,5

64,1-72,4

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков - в 9-10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

Возраст, годы

Девочки

Мальчики

8-9

Округление бедер, широкий таз

9-10

Mai

Складчатость мошонки

10-11

Pi Ai

Увеличение размеров яичек (3x1,5 см)

11-12

Появление первой менструации

Пигментация мошонки Ai Pi

12-13

Увеличение размеров клитора Ма2

Увеличение размеров яичек (3x1,5 см) и полового члена (7x2,5)

13-14

Установление регулярных менструаций

Оволосение над верхней губой. Увеличение силы мышц. Строение тела по мужскому типу

14-15

Маз, А2-з, Р2-з

А2 Р2 - по мужскому типу

15-16

Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса

16-18

Остановка роста

Увеличение размеров яичек (3x2,5 см) и полового члена (10x3 см)

18-20

Оволосение голеней, рук, груди. Остановка роста

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma - mammae): Мао - детский сосок Mai (стадия I) - околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) - околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) - железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) - сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р - pubis):

Ро - отсутствие волос

PI - единичные короткие волосы

Р2 - волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз - волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 - волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А - axillaris):

АО - отсутствие волос

AI - единичные волосы

А2 - волосы более густые на центральном участке впадины

Аз - волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро - отсутствие волос Pi - отдельные прямые волоски Р2 - более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз - густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 - густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО - отсутствие волос AI - отдельные прямые волоски А2 - волосы курчавые, но редкие Аз - густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам - V\4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого - 20-25 г.

Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной - наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.

Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой - являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6-7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.

Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.

Таблица 4

Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Продолжение табл. 4


Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.

Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.

На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.

В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл. 5).

В возрасте 4-7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13-15 годам.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981.

Таблица 5 81,73±0,32 3,34 88,26Ю,30 3,7

86,1310,33 3,87

Мальчики

13,04Ю,1 1,24 Девочки 12,6410,15 1,76

51,2Ю,18 2,24

50,05Ю,22 2,43

Запас слов 200-300. Появляются трехсловные предложения. Начинает употреблять прилагательные и местоимения. Понимает рассказ без показа. Появляются вопросы типа: «Что это?», «Куда?».
Подбирает по образцу и просьбе взрослого четыре контрастных цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается и спускается самостоятельно по лестнице, пытается стоять на одной ноге. Контролирует свои физиологические отправления

Различают 4 этапа формирования психики ребенка.

Первый этап - моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.

Второй этап - сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.

Третий этап - аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.

Четвертый этап - идеаторный (12-14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.

В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.

Выделяют 2 кризиса: в 2-3,5 года и в 12-15 лет.

В первом возрастном кризисе - парапубертатном- быстрое формирование психических и физических качеств напрягает деятельность всех жизнеобеспечиваю-щих систем. Часть болезненных состояний психической сферы берет свое начало именно в этом возрасте. Второй возрастной кризис - пубертатный-связан с перестройкой функции желез внутренней секреции, бурным ростом детей, половым метаморфозом. В этот период дети очень ранимы и требуют особого внимания.

Психическое и физическое развитие ребенка

Психическое и физическое развитие ребенка

Развитие ребенка – это тема, которая занимает умы абсолютно всех родителей. Многие современные мамы и папы все чаще прекрасно осведомлены о том, на каком этапе находится их малыш, что он должен уметь, и какой «кризис» им ожидать. Конечно, каждый ребенок развивается в соответствии с некоей общей тенденцией. Но не стоит забывать, что развитие детей очень индивидуально и то, что с легкостью получается у одного малыша, может вызывать трудности у его ровесника, каждый растет и развивается по своим законам.

Физическое развитие ребенка подчиняется биологическим законам, согласно которым основной пик роста приходится на ранний детский возраст. Известно, что в первый год жизни малыша, его вес увеличивается в три раза, а рост – примерно в полтора. С возрастом физическое развитие ребенка замедляется.

Замечали ли Вы диспропорциональность детского тела? Особое умиление у взрослых вызывает большая голова ребенка по сравнению с маленьким тельцем. Так же быстро растут ступни и кисти рук – это соответствует закону, по которому, в первую очередь, растут и развиваются части тела, наиболее удаленные от пупка.

Еще один закон гласит, что периоды округления и вытяжения тела закономерно сменяют друг друга. Речь идет о том, что в определенном возрасте детей вытяжение происходит по разным осям – либо в увеличении скелета, либо в нарастании мышечной массы и жирового слоя. От круглого животика, пухлых щечек и пальчиков у малышей 3-5 лет не останется и следа уже к 11-12 годам, после которых начнется активное вытяжение. Рост организма, как правило, прекращается к 16-18 годам. Конечно, необходимо учитывать, что физическое развитие девочек и мальчиков происходит по-разному – скачок роста у девочек чаще всего наступает на несколько лет раньше, нежели у мальчиков.

Важная задача родителей на протяжении всех периодов развития ребенка – уделять достаточное внимание физическому воспитанию. Ежедневные прогулки и активные игры на свежем воздухе принесут и малышу, и родителям только пользу. Каждое утро старайтесь посвящать 10-15 минут зарядке, причем начинать ее делать вместе с малышом можно с самого раннего возраста – делать гимнастику вместе с мамой для ребенка совершенно особое удовольствие!

Психологическое развитие ребенка

Младенчество: развитие ребенка до года

Младенчество – это первый этап психологического взросления, который длится с рождения ребенка до года. В это время младенец развивается в невероятной скоростью и за короткое время проходит удивительный путь от беспомощного существа с врожденными рефлексами до активного малыша, обладающего способностью слушать, смотреть, выполнять простейшие действия, выражать свое недовольство и привязанность, требовать внимания и смеяться.

1-12 месяцев

В возрасте примерно одного месяца у ребенка появляется потребности в общении. Он начинает узнавать маму и реагирует на ее появление улыбкой. Для этого периода так же характерно появление первых звуков в речи младенца. Родителям нужно чаще называть предметы, которые окружают малыша, комментировать его действия. Когда ребенок научится сидеть, можно попробовать использовать в играх соленое тесто для лепки, пальчиковые краски, кинетический песок, различные текстуры – все это поможет в развитии мелкой моторики и для дальнейшего развития речи.

О том, как правильно выбрать игрушки для ребенка в возрасте с рождения до одного года, рассказывает эксперт портала «Я-родитель», президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолог Антонина Цицулина.

Кризис одного года

Логическим завершением этого этапа является «кризис одного года» – переход ребенка от состояния «мы» к состоянию «я сам» и «мама». Основными моментами, характеризующими этот кризис, являются становление ходьбы, развитие речи и появление первых актов протеста – противопоставления себя другим. Для родителей важно научиться сохранять спокойствие, запастись терпением и начать мягко и доброжелательно вводить запреты. Нужно начать объяснять малышу, какие предметы и ситуации таят в себе опасность, стараться переключать его внимание. Но, для того, чтобы запреты работали, необходимо вводить их порционно и не злоупотреблять словом «нельзя».

Ранее детство: развитие ребенка от года до четырех лет

Возраст с года до четырех лет обычно относят к младшему дошкольному периоду. Он наполнен противоречиями. С одной стороны ребенок становится более самостоятельным, с другой – не может обходиться без родителей, и все его открытия происходят, в основном, в совместной деятельности со взрослым.

В этом возрасте крайне важным для развития является соблюдение баланса. Старайтесь дать малышу больше самостоятельности, поощрять инициативу. Не делайте «за него», даже когда кажется, что его действия бесполезны и обречены на провал – у маленького человека может зародиться чувство неуверенности в себе. Но если ребенок сам просит у Вас поддержки и помощи, отказывать и говорить, что он с легкостью справится сам, категорически нельзя. Малыш может потерять интерес к тому, что у него плохо получается делать самостоятельно.

Важнейшими новообразованиями этого времени являются прямохождение, овладение речью и предметной деятельностью. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы, за которые родителям надо обязательно хвалить малыша! В этот период нужно стараться как можно больше разговаривать с детьми, слушать их с должным вниманием.

Кризис трех лет

Финальной точкой этого периода часто становится «кризис трех лет», который так же называют кризисом отношений. У некоторых он протекает почти незаметно, а кому-то приходится изрядно пострадать. Его причины кроются во внутреннем противоречии потребностей действовать самому и соответствовать требованиям взрослого, несоответствии актуальных «хочу» и «могу» малыша. Для этого этапа развития ребенка характерны такие проявления как упрямство, связанное с тенденцией к самостоятельности, своеволие, строптивость, обесценивание требований взрослого, конфликты с родителями, часто переходящие в протест против существующих правил.

Главное, о чем стоит помнить мамам и папам в этот период – малышу сейчас тоже не комфортно, он нуждается в поддержке и заботе. Надо постараться сохранить спокойствие и уверенность, и помнить о том, что это естественный этап, без которого не возможно становление личности ребенка! Не нужно заострять внимание на негативных проявлениях ребенка, но обязательно стоит хвалить то поведение, которого вы хотите добиться в итоге. Хороший выход – переждать истерику, либо переключить внимание ребенка на что-то другое. Вместо того чтобы говорить чего малышу лучше не делать, постарайтесь предоставлять ему выбор и лучше избегать ситуаций, когда он может ответить «нет».

Игрушки являются важным регулятором психического развития детей в возрасте от двух до трех лет. О том, какие игрушки стоит покупать ребенку в этот возрастной период, свои мнением делится психолог Антонина Цыцулина.

Старший дошкольный возраст: развитие ребенка от пяти до шести лет

Возраст пять-шесть лет – это период старшего дошкольного возраста. Малыш, как правило, к этому моменту уже ходит в детский сад, начинается активная подготовка к поступлению в школу. Ребенок становится еще более самостоятельным. Значительно развиваются эмоциональная, интеллектуальная и нравственно-волевая сферы личности. Ведущей деятельностью остается игровая, а это значит, что основным инструментом воспитания, развития и познания окружающего мира является сюжетно-ролевая игра. Ребенок экспериментирует, пробует разные модели поведения и делает выводы, исходя из своих наблюдений, учится подчиняться социальным нормам и требованиям. Возрастает потребность в общении со сверстниками, оно становится более содержательным.

К концу дошкольного возраста у детей формируется мнение о себе. Самооценка ребенка обычно завышена, это помогает ему чувствовать себя уверенным и компетентным в новых видах деятельности и развиваться дальше. В этом возрасте родителям необходимо уделить особое внимание развитию речи ребенка. Следует больше читать вместе, обсуждать прочитанные книги, побуждать ребенка к развернутому пересказу, можно играть в театр, читать сказки по ролям, экспериментировать с тембром голоса и интонациями. Нужно продолжать играть с ребенком, ведь игра – это именно тот вид деятельности, в котором взрослый на все сто процентов реализует свой родительский потенциал.

Младший школьный возраст: развитие ребенка от шести до 11 лет

Кризис семи лет

В возрасте шести-семи лет дети идут в первый класс, и это знаменует начало школьного периода, который длится на протяжении учебы в начальной школе до 10-11 лет. В этот момент внимание малыша с родителей смещается на учителей, близкие взрослые перестают быть единственным авторитетом, а ведущей деятельностью становится учеба. Тут родителей ждет очередной «кризис семи лет», который психологи называют «этапом рождения социального «Я» ребенка». В этот период быстрее всего развиваются интеллект, память и способность к планированию. Часто снижается самооценка, потому что ребенок уже во многом оценивает себя на основании мнения учителя о нем и достигнутых результатов в обучении.

Родителям стоит очень внимательно отнестись к этому периоду и стараться во всем поддерживать малыша, больше хвалить, избегать критики. Ведь младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и уверенность в себе, а, следовательно, утратить интерес к учебе. Следует придерживаться последовательности в установлении правил и их соблюдении, они не должны меняться в зависимости от настроения, самочувствия или погоды и быть максимально постоянными. Не стоит игнорировать многочисленные вопросы малыша, лучше привлекать его к обсуждению различных ситуаций и показывать, как он важен для вас.

Развитие подростка

С 11 лет начинается подростковый возраст. Он характеризуется рядом физических и психологических изменений, связанных с половым созреванием. На этом этапе личность кардинально меняется, происходит ее второе рождение.

Мария Меролаева

МИНИСТЕРСТВО УКРАИНЫ ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Факультет олимпийского и профессионального спорта

Кафедра теории физического воспитания, олимпийского спорта и образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Теория и методика физического воспитания

Тема: Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет)

Донецк 2008


План

1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма

2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка

2.1 Особенности формирования нервной системы

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы

3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды

Список литературы


1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма

Дошкольный возраст – от рождения ребенка до поступления в школу – наиболее ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья, гармонического нравственного, умственного и физического развития.

В системе всестороннего воспитания детей дошкольного возраста физическое воспитания имеет особо важное значение. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье.

На протяжении дошкольного возраста человек меняется так быстро и сильно, как ни в одно последующее семилетие. Деление возраста на периоды отражает ступени биологического развития и одновременно удовлетворяет требованиям воспитательного процесса в дошкольных учреждениях (Разработана НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР ).

Дошкольный возраст подразделяют на:

1.новорожденный – 1- 10-й дни;

2.грудной – 10 дней- 1 год;

3.раннее детство – 1-3 года;

4.первое детство – 4-7 лет.

В практике дошкольных учреждений в связи с этим употребляют термины:

а) младшие дошкольники (2-4 года) – 1-я и 2-я младшие группы;

б) средние дошкольники (4-5 лет) – средняя группа;

в) старшие дошкольники (5-6 лет) – старшая группа.

Рост и развитие детей дошкольного возраста подчиняются общим закономерностям живой материи и происходят в тесном взаимодействии с внешней средой.

Под ростом понимают количественные изменения в организме, происходящие за счет деления клеток, увеличения их размеров.

Развитие – качественный процесс, выражающийся в совершенствовании деятельности органов и тканей.

Количественные и качественные изменения протекают одновременно, но по интенсивности они не совпадают: на фоне ускоренного роста отмечается замедленное созревание и, наоборот, усиленное совершенствование функции организма притормаживает рост.

Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни. Если при рождении длина тела ребенка в среднем равна 50 см., то к концу первого года жизни она достигает 75-80 см., т.е. увеличивается более чем на 50%.

За период с 3 до 7 лет длина тела увеличивается в среднем на 28-30 см., причем этот процесс идет неравномерно. В 3-5 лет ребенок вырастает за год примерно на 4-6 см., а в 6-7 лет – на 8-10 см., что связано с эндокринными сдвигами, усилением функции гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом вытяжения (второй в 13-14 лет – связан с началом полового созревания).

Особенностью роста в дошкольном возрасте является заметное изменение пропорций тела за счет более быстрого увеличения длины конечностей по сравнению с туловищем. Если к 7-ми годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук – более чем в 2,5 раза, а ног – более чем в 3 раза.

Масса тела за период с 3 до 7 лет увеличивается на 8-10 кг, причем так же неравномерно. Среднегодовые прибавки составляют 1,2-1,3 кг в 3 года и доходят до 2,5 кг в 6-7 лет. Начиная с 5 лет более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

Таким образом, антропометрические показатели у здоровых детей из месяца в месяц меняются то более, то менее интенсивно в зависимости от возраста, сезонов года, характера деятельности.

У дошкольников одного и того же возраста длина тела различна. Есть дети низкого, среднего, высокого и даже очень высокого роста. При одинаковой длине тела у детей может быть различной его масса. Если длина тела обусловлена наследственными свойствами, то масса – величина, тесно связанная с характером питания, двигательным режимом, наличием заболеваний и т.д. Показатели длины тела и соотношение длины и массы положены в основу оценки физического развития ребенка.

Дети у которых масса тела соответствует длине тела, находящейся в пределах от ниже средней до высокой, имеют нормальное физическое развитие (их большинство). Другую группу составляют дошкольники с отклонениями в физическом развитии. Варианты отклонений различны. Прежде всего это низкий рост, который является признаком отставания в физическом развитии.

Чаще отстают в физическом развитии дошкольники, перенесшие в раннем возрасте рахит или дизентерию, а также имеющие близорукость и некоторые хронические заболевания. С отставанием в физическом развитии связано и нарушение речепроизношения, особенно в возрасте 3-4 лет, когда речевая функция еще достаточно не закрепилась.

В период адаптации при переводе дошкольников из младшей в последующие группы, а затем от воспитания в детском саду к систематическому обучению и воспитанию в школе у детей наблюдаются не только снижение интенсивности нарастании массы тела, но даже ее падение (резкий дефицит).

Обычно после устранения условий, задерживающих закономерное нарастание соматометрических параметров, проведения определенных гигиенических мер (рационализация режима воспитания и обучения) – скорость роста этих параметров становиться в 3-4 раза интенсивнее обычной, и показатели через некоторое время достигают возрастных нормативов.


2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка

2.1 Особенности формирования нервной системы

Масса головного мозга к 6-7 годам достигает 1200-1300г., приближаясь к массе взрослого человека. И по внешнему виду мозг ребенка почти не отличается от мозга взрослого. Однако внутреннее его строение и функциональные возможности имеют большие отличия. Сочетание процессов возбуждения и торможения определяют работу головного мозга. Для высшей нервной деятельности ребенка характерно преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям (нарушение сна, повышенная возбудимость, чрезмерная подвижность, суетливость, отвлекаемость и т.д.).

Приобретение и упрочение знаний, умений, навыков и должных норм поведения связано с функциональным состоянием высшей нервной деятельности, в основе которой лежит образование условных рефлексов.

Чем совершеннее кора больших полушарий, тем более тонкие и сложные рефлексы могут быть сформированы. В дошкольном возрасте рефлексы образуются не только на реально существующие раздражители (первая сигнальная система – анализаторы), но и на их речевые символы (вторая сигнальная система).

Длительное применение в определенной последовательности внешних раздражителей приводит к образованию динамического стереотипа , т.е. устойчивой системы ответных реакций.

Динамические стереотипы вырабатываются у ребенка в процессе обучения и воспитания.

Тем не менее следует осторожно тренировать нервную систему ребенка с целью изменения (т.е. совершенствования) установившегося стереотипа. Так, учитывая особенности развития движений ребенка на втором году жизни, следует в физкультурные занятия после овладения детьми обычной ходьбой ввести усложненную ходьбу (по дорожке, доске и др.).

В результате происходит совершенствование навыка не только при выполнении упражнения, но и в повседневной жизни.

Усвоение учебного материала и его закрепление облегчается при одновременном участии нескольких анализаторов – слухового, зрительного, тактильного. Этим определяется рациональная методика проведения учебного процесса, основанная на использовании пособий, игрушек, игр в сочетании с образным, четким объяснением.

Образование условных рефлексов зависит от состояния здоровья ребенка. При любом, даже незначительном заболевании нарушается возбудимость, повышается истощаемость нервных клеток коры головного мозга.

Новые условные связи формируются с трудом, и для их выработки требуются раздражители с большим числом повторений.

Имеющиеся, но еще не достигшие достаточной устойчивости связи нарушаются, и ребенок теряет приобретенный ранее, но незакрепленный навык.

Мощным стимулом для развития ЦНС, высшей нервной деятельности является богатство и разнообразие информации, поступающей в кору головного мозга благодаря специфической функции органов чувств (анализаторов), в числе которых особую роль в дошкольном возрасте играют зрительный, слуховой, двигательный и тактильный .

Зрительный анализатор .

Зрительный анализатор осуществляет восприятие и анализ зрительных ощущений. В его состав входят: глаз, зрительный нерв и зрительные зоны головного мозга, расположенные в затылочной части.

Изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы происходит параллельно с ростом и развитием всего организма. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий от 1 года до 5 лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер и преломляющая сила глаза. Постепенно развивается острота зрения (способность глаза воспринимать на расстоянии форму, очертания, размеры предметов), достигающая возможного минимума к 5 годам.

Первые годы жизни ребенок может различать и называть цвета, определять простые геометрические формы, в 5-7 лет читать сначала крупные, а затем и мелкие буквы, писать и рисовать. В этом возрасте у ребенка заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающего пространственное восприятие предметов.

В течении всего дошкольного возраста, в связи с продолжающимся развитием организма, устойчивость его к внешним воздействиям недостаточна.

Слуховой анализатор .

Слуховой анализатор, как и зрительный, обеспечивает поступление информации в кору головного мозга. С функцией этого анализатора связано становление речи.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки разной интенсивности, но для нормального функционирования слухового анализатора уровень шума не должен превышать 55 децибел (120 дцб – стоя рядом с турбиной реактивного самолета, 110 дцб – порог болевой чувствительности человека).

Интенсивность шума в дошкольных учреждениях нередко выходит за пределы нормы. Общаясь друг с другом дети, как правило, стремятся говорить громко. Взрослые не всегда воспитывают у дошкольников умение разговаривать не напрягая голосовые связки, нередко они и сами стараются перекричать детей (громкая речь от 70 до 80 децибел).

Поэтому дополнительная шумовая нагрузка к общему фону не должна превышать диапазона обычной разговорной речи.

Особенности строения уха дошкольника создают предпосылки для его воспаления – отита, особенно при заболеваниях носоглотки. Провоцирующий фактор возникновения отита – охлаждение ребенка, которое понижает сопротивляемость тканей.

Таким образом, для профилактики заболеваний уха существенное значение приобретают тепловой комфорт и закаливание ребенка.

Двигательный анализатор.

Двигательный анализатор – участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и кончая сложнокоординированными движениями, такими, как сохранение равновесия, выполнение графических действий, точное речепроизношение и др.

Функция двигательного анализатора тесно связана с деятельностью опорно-двигательного аппарата.

2.2 Особенности формирования опорно-двигательного аппарата

Источником развития детей, их естественной потребностью является движение, осуществляемое за счет работы скелетной мускулатуры и костной основы – скелета.

Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму.

Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей, сидением за несоответствующими росту столами, может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушения осанки.

К концу дошкольного возраста в основном завершается формирование костного скелета кисти руки, что создает наряду с другими факторами возможность систематического обучения.

В период дошкольного детства происходит изменение формы черепа – увеличение лицевой его части.

В известной мере это связано с функцией жевания, которая формируется с момента прорезывания зубов.

Интенсивное развитие скелета у дошкольников тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий и суставно-связочного аппарата. У дошкольников наблюдается высокая подвижность в суставах, связанная с большой эластичностью мышц, сухожилий и связок.

Своеобразие мышечной системы состоит в маленькой толщине мышечных волокон, большим содержанием в мышцах воды, низким показателем мышечной силы.

Объем мышечных волокон заметно нарастает к 5 годам, одновременно увеличивается и мышечная сила, однако эти сдвиги неравнозначны в разных группах мышц. Глубокие спинные мышцы и в 6-7 летнем возрасте отличаются слабостью, они недостаточно укрепляют позвоночный столб. Слабо развиты и мышцы живота. Поэтому у дошкольников часты функциональные (нестойкие) отклонения осанки.

В этом возрасте сила мышц сгибателей выше мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для мышц, удерживающих позу, и для мышц разгибателей.

Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и др.

У детей младшего дошкольного возраста слабо развит мышечный аппарат стопы, поэтому не следует позволять им спрыгивать с высоты.

Для укрепления свода стопы полезны систематические корригирующие упражнения. Необходимо большое внимание уделять спортивной обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька).

Показателем совершенствования костно-мышечной системы является развитие основных движений (бега, прыжков, метания, лазания) и физических качеств – силы, быстроты, ловкости, координационных способностей.

Движения детей младшего дошкольного возраста отличаются недостаточной координацией, нечетким ритмом, несогласованностью действий рук и ног. Развитие движений ребенка с возрастом происходит не только в результате укрепления костно-мышечного аппарата, но главным образом от совершенствования функции нервного аппарата и коры головного мозга.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Статическое напряжение мышц ребенка может удерживаться только в течение короткого времени. Поэтому младшие дошкольники не в состоянии долго выполнять одинаковые движения, идти спокойным, равномерным шагом. Они то и дело меняют позу при стоянии или сидении.

У старших дошкольников мышцы становятся значительно сильнее, их выносливость несколько повышается, но и в этом возрасте ритмичность при ходьбе, а также неподвижная поза, особенно при сидении, сохраняются недолго. Низкой остается выносливость и по отношению к силовым напряжениям.

Однако под влиянием эмоционального возбуждения дошкольник может проявить большую силу и выносливость двигательного аппарата, не свойственную ему в обычных условиях, что нередко отрицательно сказываются на общем состоянии организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие физические нагрузки, как подвижные игры, занятия гимнастикой, необходимо строго дозировать, соблюдая правило постепенного увеличения нагрузок.

Уровень развития основных движений и физических качеств зависит от постановки физического воспитания, проводимых на основе возрастных функциональных возможностей ребенка.

2.3 Особенности развития дыхательной и сердечнососудистой системы

Развитие дыхательной системы характеризуются увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, что происходит в результате развития дыхательной мускулатуры. Увеличивается глубина дыхания и, следовательно, насыщаемость крови кислородом. Нарастает жизненная емкость легких: с 400-500мл – в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7 лет.

В 6-7- лет показатели функции внешнего дыхания (ЖЕЛ, частота дыхания, минутный объем дыхания) у мальчиков выше чем у девочек. При более редкой частоте дыхания большая величина минутного объема дыхания (как в состоянии покоя, так и при нагрузке) обеспечивается у мальчиков за счет глубины дыхания, т.е. более экономичного, чем у сверстниц.

Положительная динамика функции дыхания в большой мере связана с влиянием физических упражнений.

В первые годы жизни наблюдается особенно интенсивное развитие всей сердечно-сосудистой системы .

В период от 5 до 6 лет значительно ускоряется увеличение массы (до 80г) и объема сердца (до 90см 3).

С возрастом, при увеличении размеров сердца и выбрасываемого объема крови при каждом его сокращении, частота сердечных сокращений становится реже (до 80 ударов в минуту в старшем дошкольном возрасте).

Отличительной особенностью деятельности сердечно-сосудистой системы является неравномерность частоты и силы сердечных сокращений даже в состоянии покоя.

Эта неравномерность проявляется сильнее при воздействии физических нагрузок, возбуждении ребенка.

Артериальное давление у детей в связи с большой шириной сосудистого русла, большей эластичности сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему: под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, изменяется максимальное и минимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется: работа сердца становиться более экономичной, энергетические потребности обеспечиваются не частотой его сокращений, а увеличенным объемом выбрасываемой при этом крови.

В дошкольном возрасте особенно от 3 к 4 и от 6 к 7 годам, совершенствуется регуляция кровообращения. Более экономичным становиться кровоснабжение тканей в покое и на единицу выполненной работы, кровераспределение между работающими мышцами и различными тканями работающего организма.

Особый качественный скачок в совершенствовании регуляции кровообращения, приходящийся на период от 6 до 7 лет, диктует необходимость предъявления более щадящих нагрузок (особенно статических) в режиме деятельности детей 6 лет.


3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие человека происходит под влиянием двух групп факторов: биологических и социальных.

Среди них наиболее важными являются наследственность (биологический фактор), среда, обучение, воспитание, активность человека (социальные факторы).

Наследственность – это сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. По наследству человек получает тип строения тела и всех органов, некоторые частные особенности – черты лица, цвет глаз и др.

От наследуемых следует отличать врожденные признаки, которые приобретаются во время внутриутробной жизни (например, индивидуальные особенности возбудимости нервной системы). От наследуемых и врожденных признаков зависят также важные предпосылки для физкультурных занятий, как общая двигательная активность, скорость процессов реагирования, выносливость, сила и т.п.

Среда представляет собой единство природных и социальных условий.

Природная среда влияет на развитие организма. Социальная среда формирует психический склад личности. Ее составляют несколько зон – семейная среда, среда сверстников, общественная среда.

Развитие психики в онтогенезе под влиянием названных факторов характеризуется рядом закономерностей, которые определяются общими законами развития природы и общества.

Первая особенность развития психики ребенка состоит в отсутствии четко определяемого скачка при появлении нового качества. Переходы в новое качество чаще всего растянуты по времени. Появление в характере ребенка, например, самостоятельности занимает месяцы, а иногда и годы. Возникновение нового качества психического процесса, психического свойства личности не всегда можно своевременно заметить, если не поставить специальной задачи изучения психики ребенка. Своеобразие качественных изменений в процессе психического развития – одна из причин трудностей, сложностей в работе педагога.

Вторая особенность психического развития – его неравномерность. В возрасте от 0 до 1 года – период младенчества – особенно интенсивно развиваются ощущения, т.к. именно они составляют необходимую чувственную основу познания окружающей действительности. Но мышление у младенца развивается менее интенсивно. В этот период создаются только предпосылки для его развития.

От 1 года до трех лет ощущения продолжают развиваться, но уже не так ускоренно, как другие более сложные процессы. Ребенок начинает самостоятельно ходить, что расширяет возможности его действий с вещами. Самостоятельное передвижение совершенствует восприятие вещей в пространстве. Происходит исключительно быстрое овладение речью. На основе овладения речью начинает развиваться чисто словесное мышление. Ребенок, хотя и в элементарной форме прибегает к мыслительному анализу, синтезу, сравнению, обобщению.

Третьей особенностью и движущей силой развития психики ребенка является борьба внутренних противоречий.

В этом процессе старые представления, привычки, интересы изменяются, перестраиваются под влиянием новых, приходящих им на смену представлений, понятий, интересов. Так наступает более высокая, качественно новая стадия психического развития.

Следовательно, в каждом возрастном периоде одни психические процессы и свойства характеризуются ускоренным темпом развития, другие – более медленным. Периоды ускоренного развития тех или иных психических процессов или свойств называют сензитивными . В такие периоды дети исключительно чувствительны, восприимчивы к педагогическим воздействиям. Эту важную особенность необходимо учитывать в работе с детьми и создавать максимально благоприятные условия для развития психических процессов и свойств. Такими условиями являются, в частности, занятия физическими упражнениями.

4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды

Развитие движений до момента рождения (в пренатальном периоде).

Первые движения у плода человека регистрируются уже на восьмой неделе развития. Затем интенсивность и количество их растет. Начиная с пятого месяца у плода формируются основные безусловные рефлексы, характерные для новорожденного. Развитие движений у плода (а затем и у новорожденного) идет по направлению от головы к нижним конечностям: сначала появляются движения в области головы, затем туловища и рук, а потом уже нижних конечностей. Двигательная активность плода снижается за месяц до рождения. В пренатальном периоде она во многом определяется состоянием матери (утомлением, эмоциональным возбуждением и др.).

Существует взаимосвязь между двигательной активностью плода и ребенка в младенческом возрасте.

Развитие движений до 1 года.

У новорожденного существуют движения двух основных типов:

а) беспорядочные, хаотические движения (Н.А. Бернштейн называл их «синекинезиями» )

б) безусловные рефлексы, отличающиеся строгой координацией (например, сосательный рефлекс, хватательный или ладонный рефлекс, рефлекс переступания).

Примером безусловного рефлекса является также плавательный рефлекс, достигающий своего максимального проявления примерно к 40-му дню жизни: если положить ребенка этого возраста в воду, слегка поддерживая голову (мышцы шеи еще слишком слабы), он начинает выполнять плавательные движения. На этом основано обучение детей плаванию в младенческом возрасте. Известны случаи, когда дети в 10-месячном возрасте могли держаться на воде 15 минут.

В дальнейшем как плавательный, так и многие другие безусловные двигательные рефлексы угасают.

У детей, воспитывающихся в обычных условиях, существует определенная последовательность овладения основными движениями.

Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста (средние данные по Сейдж)

1 день – поза новорожденного

1 месяц – поднимает подбородок

2 месяца – поднимает грудь

3 месяца – пытается брать предметы

4 месяца – сидит с поддержкой

5 месяцев – сидит, играя предметами

6 месяцев – сидит, играя подвешенными предметами

7 месяцев – сидит один

8 месяцев – стоит с помощью

9 месяцев – стоит, держась за мебель

10 месяцев – ползает

11 месяцев – ходит с помощью

12 месяцев – встает сам, держась за мебель

13 месяцев – ползает по ступенькам

14 месяцев – стоит самостоятельно

15 месяцев – ходит самостоятельно

В отдельных случаях эта последовательность нарушается. Значительная двигательная ретардация (замедление) должна быть предметом беспокойства и обращения к врачу.

Примерно до полуторалетнего возраста двигательное и психическое развитие ребенка идет параллельно. Развитие движений имеет в это время исключительное значение для психического развития. Основы знаний о пространстве, времени, причинности закладываются именно в данном возрасте благодаря двигательному опыту ребенка. Поэтому нужно создавать условия, способствующие развитию активных движений у детей (одежда, не стесняющая движений, достаточная площадь для свободного передвижения, игрушки, внимание взрослых и развитию движений и т.п.).

Хотя не всем движениям детей можно «обучить» (в том смысле, что обучение не ускоряет существенно сроков овладения этими движениями), тем не менее расширение двигательного опыта ребенка в младенческом возрасте очень полезно.

В исследованиях на близнецах показано, что те из них, которым в младенческом и преддошкольном возрасте создавали улучшенные условия для двигательного развития (например, специально обучали некоторым движениям), в дальнейшем превосходили по показателям моторики своих братьев и сестер, хотя непосредственный эффект обучения мог при этом отсутствовать: сроки овладения движениями (например, манипуляциями игрушками) менялись незначительно.

Возраст от 1 до 3 лет.

Новый этап в развитии ребенка начинается, когда он научается самостоятельно ходить. Говоря словами И.М. Сеченова: «вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».

В этот период ребенок должен овладеть специфически человеческими движениями и формами поведения (еда из посуды, соблюдение опрятности и т.п.), правильными действиями с различными предметами (умение пользоваться столовыми приборами и др.). На основе предметных действий возникают игры, в которых ребенок пытается воспроизвести наблюдаемые им способы обращения с различными предметами: кормит куклу, возит коляску и т.п.

В этом возрасте происходит формирование не только движений рук. Первое время движения при ходьбе еще очень неуклюжи, что усугубляется чисто биомеханическими причинами (высокое расположение центра масс тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей). Ходьба и бег еще не отличаются друг от друга.

Примерно к 2 годам формирование акта ходьбы в общих чертах заканчивается (хотя некоторые тонкие биомеханические особенности в ходьбе детей по сравнению с ходьбой взрослых остаются вплоть до школьного возраста).

Основным способом научения в этом возрасте является подражание .

Возраст от 3 до 7 лет.

Моторику детей этого возраста Н.А. Бернштейн охарактеризовал как «грациозную неуклюжесть». Дети этого возраста овладевают большим количеством разных движений, но их движения еще недостаточно ловки и координированы.

В этот период ребенок впервые овладевает так называемыми орудийными движениями , т.е. движениями, где желаемый результат достигается посредством орудия, инструмента (учится пользоваться ножницами, пишущими инструментами, молотком и т.п.).

У младших дошкольников (3-4 года) формируются навык бега, в частности появляется фаза полета, попеременные движения рук при ходьбе и беге (в 7 лет такие движения наблюдаются уже у 95% детей).

Дети впервые овладевают прыжками (сначала подпрыгиваниями на месте, затем на одной ноге), метаниями и действиями с мячом.

Все эти навыки осваиваются постепенно. В возрасте после 4 лет начинают проявляться устойчивые двигательные предпочтения в использовании одной из сторон тела (право- или леворукость), активно используются туловище и ноги.

В этот период впервые появляется возможность проводить тестирование детей с установкой на лучший результат. Достижения детей в этом возрасте растут очень быстро. В дошкольном возрасте появляется возможность систематически обучать детей различным движениям. Опыт подготовки спортсменов показывает, что именно в этот период целесообразно осваивать основы техники многих спортивных движений.

При правильно поставленном процессе физического воспитания дети к 7-летнему возрасту умеют кататься на коньках, лыжах (по ровной поверхности и слабопересеченной местности), двухколесном велосипеде, держаться на воде, бросать и ловить мячи разных размеров, бегать, прыгать, выполнять простые гимнастические упражнения и т.д.


Список литературы

1. Возрастная физиологическая и школьная гигиена: Пособие для студентов педагогических институтов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова и др. – М.: Просвещение, 1990.

2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет/Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленич. - М.: Просвещение, 1987.

3. кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1978.

4. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М.: Педагогика, 1983.

5. Пралеска. Праграма выхавання і навучання дзяцей у яслях-саде. – Мінск, 1995.

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

7. Шебеко В.Н. и др. Практикум по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях: Учеб.пособие / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999.

8. Шпак В.Г. Физическое воспитание детей от рождения до школы. - Витебск: Изд-во ВГУ, 1997.


Опубликовано в журнале:
ПРАКТИКА ПЕДИАТРА, Гигиена. Март, 2008

Н.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев, О.Л. ПОПова, кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава

Гигиена детей и подростков является разделом профилактической медицины, изучающим условия среды обитания и деятельности детей, ее влияние на здоровье и функциональное состояние растущего организма, разрабатывающим научные основы и практические меры, направленные на укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятное развитие ребенка. Знание основ гигиены детей и подростков необходимо практическим врачам для организации профилактических и оздоровительных мероприятий. В нашем журнале начинается публикация статей, посвященных актуальным вопросам гигиены детей и подростков.

Развитие ребенка подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфологических и функциональных особенностях, присущих различным возрастным периодам. К ним относятся неравномерность, неодновременность и обусловленность полом процессов роста и развития, а также влияние генетических и средовых факторов.

Одним из основных принципов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является своевременное определение морфо-функциональной зрелости, готовности растущего организма к новым для него условиям и видам деятельности и организация с ее учетом возраста ребенка, профилактических и оздоровительных мероприятий. Определение морфофункциональной зрелости базируется в первую очередь на оценке соответствия возраста и гармоничности физического и психического развития ребенка.

По данным большинства исследователей, в настоящее время в России в физическом развитии детей и подростков отмечаются следующие тенденции:

  • завершение акселерации роста и развития;
  • увеличение числа детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии;
  • уменьшение широтных и обхватных размеров тела и функциональных показателей. Следует учитывать также, что вторая половина 20-го века характеризовалась определенными морфо-психологическими изменениями процессов развития человека:
  • астенизация (увеличение доли лиц астенического телосложения);
  • грацилизация (уменьшение широтных и обхватных размеров тела и общей массы скелетной мускулатуры);
  • андрогиния (сглаживание половых различий);
  • ювенилизация (увеличение доли людей с высоким уровнем интеллекта, слабой нервной системой и склонностью к интроверсии). ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ При углубленных медицинских осмотрах обычно проводится измерение длины и массы тела. Длина тела является показателем, характеризующим ростовые процессы, масса тела -показатель, свидетельствующий о развитии костно-мышечного аппарата и подкожно-жировой клетчатки. Антропометрические и соматоскопические исследования должны проводиться в первой половине дня, в помещении с температурой воздуха, оптимальной для конкретной возрастной группы, и с естественным освещением. Инструментарий для этих исследований должен быть стандартизованным и подвергаться дезинфекции. При измерении длины тела ростомером необходимо, чтобы ребенок находился на площадке ростомера в положении смирно, касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами и межлопаточной областью, а голова устанавливается в положении, когда нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной плоскости, измерение проводится с точностью до 0,5 см. Измерение массы тела должно производиться с точностью до 100 г. Однако изучение физического развития не должно ограничиваться оценкой тотальных размеров тела, а включать и определение показателей, характеризующих биологический возраст, отражающих темпы индивидуального роста и развития. Существуют различные критерии для его определения: костный возраст (определяется рентгенологически), зубной возраст (определяется на основе числа молочных и постоянных зубов), половое развитие (определяется по степени развития вторичных половых признаков). При массовых медицинских обследованиях обычно определяют зубной возраст и степень полового развития. Современными научными исследованиями показана важность определения биологического возраста как для диагностики соматических заболеваний и выявления групп риска их развития, так и для определения неблагоприятного влияния факторов среды обитания. Ориентировочные возрастные показатели зубной зрелости и степени полового развития содержатся в руководстве для врачей "Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге" (Союз педиатров России, 1999), однако по возможности следует использовать для этих целей стандарты, разработанные в регионах . С помощью этих нормативов устанавливается соотношение биологического и паспортного возраста (отставание или опережение). Помимо определения биологического возраста следует оценивать и гармоничность морфофункционального состояния. Для этого в первую очередь необходимо оценить соответствие массы тела его длине, для чего целесообразно использовать оценочные таблицы-шкалы регрессии массы тела по длине тела. С их помощью выделяют: нормальную массу тела, дефицит и избыток массы тела и низкорослость. При установлении избытка или дефицита массы тела следует оценивать не только разницу между фактической и нормальной массой тела (по шкалам регрессии для этого возраста, пола и роста), но и тип конституции ребенка, а также степень развития у него мышц и подкожно-жировой клетчатки. Для этого при осмотре ребенка следует отмечать рельеф мышц, их упругость, положение лопаток и форму живота. Описательные признаки могут быть дополнены измерением мышечной силы кистей рук и окружности плеча в свободном и напряженном состоянии в наиболее утолщенной части двуглавой мышцы правой руки, толщины кожно-жировых складок. Слабое развитие мускулатуры характеризуется сниженной упругостью мышц, плоской формой грудной клетки, отставанием углов лопаток ("крыловидные лопатки"), выступанием живота более чем на 2 см от линии грудной клетки, при этом мышечная сила ниже средних величин, а разница между окружностями плеч в свободном и напряженном состоянии менее 1 см. Избыточное жироотложение характеризуется сглаживанием рельефа костей и мышц и толщиной жировых складок более 1,5 см. Традиционными показателями функциональных возможностей при массовых профилактических осмотрах является определение силы сжатия кисти (динамометрии) и жизненной емкости легких. Для их оценки целесообразно использовать процентильные шкалы. Гармоничное морфофункциональное состояние определяется у детей с нормальными массой тела и функциональными показателями, дисгармоничное - при избытке или дефиците массы тела и (или) снижении функциональных показателей. Выявленные отклонения в физическом развитии являются маркерами определенных нарушений в состоянии здоровья. Дети с замедленным и ускоренным развитием, низкорослостью или избытком массы тела должны направляться к эндокринологу. Дети с дефицитом массы тела подлежат обследованию и наблюдению у педиатра для установления причин этих отклонений. У всех этих детей педиатру следует также оценить воздействие таких средовых факторов, как двигательная активность, питание и антропогенное загрязнение окружающей среды. Оценку физического развития детей по региональным стандартам можно считать наиболее отвечающей основной задаче практического здравоохранения - выявлению отклонений в развитии детей и подростков, установлению и устранению причин этих отклонений, разработке системы мер оздоровления и коррекции. Однако для решения этой задачи оценочные таблицы должны быть репрезентативными (отражать региональные особенности, быть численно насыщенными), релевантными (использоваться для характеристики той популяции, на которой разработаны) и каждые 15-20 лет обновляться. ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Наряду с определением уровня физического развития одной из важнейших характеристик состояния здоровья является оценка нервно-психического развития ребенка. Ранняя диагностика отклонений в психическом развитии ребенка и направление к специалистам является задачей педиатра, так как осмотр малыша невропатологом происходит лишь при углубленных медицинских осмотрах, а психиатр консультирует детей только по показаниям. Критерии оценки гармоничности и соответствия возрасту психического развития изменяются с возрастом детей и подростков. Нервно-психическое развитие новорожденного определяется по соотношению периодов сна и бодрствования, характеру голосовой реакции и мышечного тонуса, наличию симметричных безусловных рефлексов, сенсорных реакций на свет и звук. Нервно-психическое развитие детей первого года жизни оценивается ежемесячно по степени развития зрительно-слуховых реакций, эмоциональной сферы, моторики, сенсорной речи. На 2-3-м году жизни критериями нервно-психического развития служат продолжающееся становление речи, развитие игровой деятельности (появление сюжетных игр), сенсорных функций, моторики и навыков самообслуживания. В дошкольном возрасте нервно-психическое развитие определяют по развитию речи, игровой деятельности (становление ролевых игр), отдельным составляющим интеллекта. Нормативы для оценки соответствия возрасту психического развития детей и подростков содержатся в сборниках морфо-функциональных констант детского организма, руководствах и учебниках по пропедевтике детских болезней . Основными методами исследования нервно-психического развития являются наблюдение за ребенком в привычных для него условиях, опрос родителей и воспитателей. С 5-6 лет ведущим критерием соответствия нервно-психического развития возрасту начинает служить степень развития отдельных составляющих интеллекта. Традиционное использование педиатрами успеваемости ребенка в образовательном учреждении для оценки его интеллектуального развития не всегда объективно, так как успешность обучения ребенка и подростков определяется не только уровнем развития интеллекта, но и особенностями взаимоотношений учителя, ученика и его родителей. Более объективная оценка может быть проведена с помощью специальных психологических тестов, обязательно прошедших проверку на валидность (совпадение результатов тестирования и экспертной оценки интеллектуального развития ребенка), надежность (способность давать сходные результаты при повторном тестировании) и адаптированность к социокультурным особенностям региона. При установлении задержки психического развития ребенка педиатру необходимо оценить психологический микроклимат и наличие эмоциональной и когнитивной депривации в семье или детском учреждении, организацию питания детей и направить ребенка к невропатологу или психоневрологу. Гармоничность психического развития детей школьного возраста чаще всего определяется с помощью личностных опросников. Необходимость мониторинга психического развития детей и подростков, организации массовых исследований потребовала создания скрининговых методов оценки психического развития школьников. Институтом гигиены и охраны здоровья детей, подростков и молодежи ГУ НЦЗД РАМН был разработан сокращенный адаптированный вариант опросника Кеттела. Для определения выраженности черт характера, относящихся к психологическим факторам риска развития нервно-психических заболеваний (негативизм, трудности общения, интеллектуальное развитие, контроль эмоций, гиперактивность, застенчивость, тревожность, фрустрированность) в результате исследования репрезентативных групп детей и подростков и статистической обработки материала были отобраны наиболее чувствительные шкалы и вопросы. Метод рекомендован для использования при организации медицинского контроля за развитием и здоровьем детей в условиях образовательных учреждений . Следует помнить, что дисгармоничность психического развития может служить причиной развития или обострения течения многих соматических заболеваний. Так, по данным специалистов ГУ НЦЗД РАМН, психосоматический компонент выявляется почти в 70% соматических заболеваний детей и подростков, особенно связанных с нарушениями нейро-эндокринной регуляции. Выявленная дисгармоничность психического развития требует углубленного обследования ребенка и его родителей у психолога. Неспецифическими проявлениями многих преморбидных состояний и скрыто протекающих заболеваний являются снижение умственной работоспособности и эмоционального состояния детей и подростков, что должно учитываться педиатрами. В раннем, преддошкольном и младшем дошкольном возрасте основным методом их изучения являются наблюдение и опрос родителей и воспитателей. Критериями оценки являются время произвольного внимания ребенка (как косвенный показатель умственной работоспособности), наличие, обоснованность и продолжительность различных эмоциональных реакций. Однако такая оценка затруднена отсутствием статистически обоснованных возрастных норм этих показателей. Начиная со старшего дошкольного возраста, для объективной оценки умственной работоспособности рекомендуется использовать метод корректурных проб (фигурных для дошкольников и учащихся 1 класса, буквенных для школьников), когда в течение определенного времени ребенку предлагается выделять один или несколько знаков . Оценка корректурной пробы проводится по объему выполненной работы и количеству допущенных ошибок. В качестве критериев оценки работоспособности обычно используются средние показатели и их сигмальные отклонения для данной возрастно-половой группы. Ориентировочные нормативы для корректурных буквенных проб школьников содержатся в работах Вирабовой А.Р. с соавт., Баранова А.А. с соавт. . Эта методика также широко используется для изучения утомления детей при различных программах, методах и режимах обучения . Выявление детей со сниженным уровнем работоспособности делает необходимым изучение их режима дня, объема учебной нагрузки, организации физического воспитания, обследование их для исключения скрыто протекающих заболеваний. Эмоциональное состояние в этом возрасте оценивается с помощью скринингового теста цветовыбора Люшера, когда ребенку предлагается осуществить поочередный выбор восьми разноцветных карточек в соответствии с его настроением. Показателем ухудшения эмоционального состояния служит наличие на 1-3-м местах дополнительных цветов - черного, серого, коричневого, фиолетового, а на 5-8-м местах основных - красного, желтого синего, зеленого . Для выявления преморбидных нарушений активности, самочувствия и настроения у подростков рекомендуется также применение стандартизованного опросника субъективной самооценки САН, позволяющего оценить выраженность нарушений и их динамику на фоне лечения и оздоровления . Дети со стойким снижением эмоционального состояния должны быть проконсультированы у психолога и при необходимости направлены к психиатру. Таким образом, изучение и оценка физического и психического развития ребенка может помочь педиатрам в диагностике, лечении и профилактике заболеваний у детей и подростков. Продолжение следует. Сведения об авторах:
  • Наталия Дмитриевна Бобрищева-Пушкина, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Любовь Юльевна Кузнецова, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Александр Александрович Силаев, доцент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук
  • Ольга Леонидовна Попова, ассистент кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО "Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова" Росздрава, канд. мед. наук Список литературы:
    1. Баранов А.А. с соавт. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах. М., Династия, 2004.
    2. Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. Личностноориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения. М., ГУ НЦЗД РАМН, 2006.
    3. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М. и соавт. Морфо-функциональные константы детского организма. М., Медицина, 1997.
    4. Люшер М. Цвет вашего характера. М., 1997.
    5. Методические рекомендации "Медицинская профилактика в общеобразовательных школах" М., ГУ НЦЗД РАМН, 2006.
    6. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. М., Союз педиатров России, 1999.
    7. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков /Под ред. Кучмы В.Р. М., ВУНМЦ, 1999.
    8. Нормативы физического развития, показателей психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, деятельности сердечно-сосудистой системы, адаптационного потенциала детей 8, 9, 10 лет. Пособие для врачей, М., ГУ НЦЗД РАМН, 2006.
    9. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. М., Промедек, 1993.
    10. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков /Педиатрия, № 6, 2005, с. 73-76.
  •