Как разобраться в многообразии детских дошкольных образовательных учреждений? Какие программы образования используют и условия пребывания. Как правильно выбрать детский сад?
В последние годы в системе дошкольного образования произошли большие изменения.
Если раньше абсолютно все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей «Программе воспитания и обучения в детском саду», то сейчас рассказы двух соседей по детской площадке о детском саде могут различаться, как небо и земля.
И для того, чтобы ваш ребенок оказался в числе тех, кто идет в детский сад, как на праздник, вы должны позаботиться о том, чтобы выбрать самое лучшее и самое подходящее именно для него.
Редко бывает так, что городская семья может позволить себе роскошь домашнего воспитания ребенка до школы .
Как правило, если не через полтора, то через три года после родов мама выходит на работу. Осталось принять решение - кто будет находиться с малышом во время ее отсутствия, станет дарить ему любовь, учить его и всесторонне развивать.
Вариантов обычно бывает три: бабушка, няня и детский сад, при этом к последней социальной услуге прибегает большинство родителей.
Детский сад - наиболее распространённый вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход и оздоровление, обучение и воспитание детей .
В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже во многом психологическая атмосфера.
Наиболее популярный вид детского сада.
Имеет небольшую месячную оплату и работает строго по разработанным образовательным методикам.
Очень многое в них зависит от заведующей или директора - при равных условиях некоторые детские сады известны во всей округе, и очередь туда родители стараются занять за несколько лет.
В государственном садике существуют «общеобразовательная программа», прогулки, физкультура, лепка, рисование и музыка и др.
Некоторые из них предоставляют платные дополнительные услуги, от которых вы имеете право отказаться, даже если все остальные родители в группе хотят ими пользоваться.
Плюсы муниципального детского сада:
Минусы муниципального детского сада:
Не контролируются напрямую Департаментом образования, их программы и порядки определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад . Такие детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.
Плюсы ведомственного детского сада:
Минусы ведомственного сада:
Идеальный вариант при отсутствии финансовых затруднений.
Они работают, как правило, до 20-00 или 21-00, или круглосуточно.
В частных детских садах очень интенсивная и насыщенная программа развития. Они, как правило, хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями, детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону.
Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования , аккредитации , сертификации программ и аттестации педагогов .
Лице́нзия (от лат. liсentia «право») - разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом.
Сертифика́ция (лат. certum - верно + лат. facere - делать) - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов.
Аттеста́ция - подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека - отзыв, характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.
Плюсы частного детского сада:
Единственный минус частного детского сада - его стоимость.
Один из видов частного детского сада.
Обычно его содержит семейная пара в своей квартире , или основатели снимают помещение , в котором обустраивают спальню и игровую комнату.
Приглашают воспитательницу, няню и повара, для детишек постарше - преподавателей иностранного языка, музыки, рисования.
Плюсы домашнего детского сада
Минусы домашнего детского сада
Правила выбора садика такие же, как и в предыдущем случае.
Категория ДОУ присваиваются в соответствии с уровнем реализации образовательной программы дошкольного образования, то есть насколько данное ДОУ хорошо (разносторонне, качественно, результативно и т.п.) работает.
I категория - это Центр развития ребенка, то есть ДОУ, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями, превыщающими государственный образовательный стандарт (обязательный минимум) по всем направлениям его деятельности.
Самая большая группа детских садов - это ДОУ II категории:
Общеразвивающего вида;
- компенсирующего вида (специальные, т. е. для детей с нарушениями речи, зрения, слуха. интeллектуального развития, с ДЦП);
- присмотра и оздоровления (для детей с ослабленным здоровьем);
- комбинированного вида (имеются общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы)
За все хорошее надо платить. Это нормально, когда все является действительно хорошим.
Продолжение на 2-й странице.
Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - делайте выводы. Ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива. Но имейте в виду, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший…
Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: "Мама, пойдем в другой садик!" И потянула маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!)
В результате девочка "выбрала" обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой - салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул.
Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение.
Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт…
Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.
Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.
Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.
Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.
Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.
Часто это оформляется словами: "Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?" Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут - мол, делать нечего… А другие спрашивают - платить или не платить? Ответ один - не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша "очередь".
Помните известный "закон взятки" - где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет!
Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь - за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше - так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением...
Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад - там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места. Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной "помощью садику" из кармана родителей - чего вы сможете потребовать?
Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая!
Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой "роскоши" и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.
Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.
Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.
Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик
Пойдет ребенок в детский сад или нет, это вопрос, который должен решить каждый родитель индивидуально. Чтобы ответить на него нужно в серьез задуматься, а что это даст моему ребенку, принесет ли он ему пользу и не навредит ли? Чтобы понять это, нужно узнать обо всех достоинствах и «подводных камнях» современного дошкольного образования.И не стоит думать, что эта своеобразная «школа жизни» совсем безобидна, хорошо, если ребенок справится с навалившимся на него стрессом, а если нет?
При постоянных конфликтах в садике, ребенок может замкнуться в себе. В таком случае, важно, чтобы воспитатель вовремя разрешил создавшуюся проблему, иначе возможен риск того, что у ребенка разовьется неуверенность в себе и страх перед самим общением. Помимо этого существуют случаи грубой некомпетентности самих воспитателей. Если ребенок систематически подвергается несправедливым упрекам со стороны взрослого персонала, то у него может сформироваться понятие, что это норма поведение, и что сила дает право унижать людей слабее себя.
Многие родители считают, что они не смогут так развить ребенка и подготовить его к школе, как это сделают в детском саду. Но никто не сможет донести новую информацию до ребенка так, как это сделали бы родители, и никого он так не послушает, как своих родных. А главное, в случае сложностей с изучением материала, мама с папой всегда помогут, и кроха не будет бояться познавать новое, он будет уверен в своих силах и стремиться вперед. При правильном подходе родителей к воспитанию и развитию, малыш может добиться гораздо больших успехов, нежели в детском саду. Читайте литературу по воспитанию, интересуйтесь методиками обучения, и результат не заставит себя долго ждать.
Еще один довод в пользу детского сада – если ребенок не будет ходить в детсад, то он не научится дисциплине и самоорганизации. В действительности, все не настолько однозначно. Ведь дома тоже можно, а на самом деле даже нужно, ввести распорядок дня. Организуйте день малыша, так чтобы всем было удобно, разнообразьте его всевозможными занятиями и играми, давайте интересные задания, позвольте ему быть немного самостоятельным.
Если Ваш ребенок посещает детский сад, внимательно следите за его поведением. Насторожить должно, если малыш начал замыкаться в себе, стал равнодушен к любимым ранее играм, плачет перед походом в садик, нервничает без видимых причин и периодически приходит с синяками и царапинами. Поговорите с малышом, обсудите этот вопрос с воспитателем, если проблема есть, то ее надо решать.
Но не стоит думать, что отправлять ребенка в садик нельзя ни в коем случае. Садик садику рознь, при правильном выборе учебного заведения, детский сад может стать вторым домом для ребенка и принесет исключительно пользу и радость. И если Вы решили отдавать Ваше чадо в детский сад, к выбору нужно подойти очень ответственно.
В хорошем детсаде должен быть свободный доступ к информации о работе садика, его персонале, режиме, питании; в меню должны учитываться особенности конкретного ребенка; небольшие группы, не более 12 человек. Обязательно побеседуйте с воспитателем, пусть он расскажет Вам о своей методике обучения детей, можете поприсутствовать на одном занятии. Поговорите с родителями одногрупников, довольны ли они, охотно ли их ребенок ходит в этот детский сад.
Также вы можете рассматривать не только государственные садики, но и частные, или домашние сады, последние значатся «как центры по уходу за ребенком». Выберите наиболее подходящий вариант именно Вашему ребенку.
Итак, пример Северной Каролины. Думаю, понятно, что 1 звезду получает садик, который соответствует минимальным требованиям. С одной стороны маловато, но на самом деле уже хорошо - ведь некая проверка и оценка. Чтобы получить дополнительные звёздочки, нужно заработать баллы по многим компонентам за прошедший год: образование персонала, наличие оплачиваемого отпуска или иных дополнительных выплат у них же, сам процесс обучения детей, применяемые стандарты и подходы, не говоря уже о необходимом количестве педагогов, игрушек и свободной площади для игр и отдыха. Вот только некоторые пункты, которые берутся во внимание при проставлении так называемого рейтинга «окружающей среды» или атмосферы в детском саду:
По-моему, такая оценка вполне разумное решение - во всяком случае, с точки зрения родителей. У них есть возможность сразу представить, за что они платят. К примеру, в Канаде детские сады стоят очень дорого. Цены очень варьируются, начиная от 500 канадских долларов, заканчивая (даже боюсь предположить) 1500 в месяц. Представьте, когда нужно отдать такую сумму за месяц, то, как минимум, хочется быть уверенным в этом учреждении. Тем более, если речь идёт о домашнем садике, где мама, имея своих детей, берёт ещё других малышей и присматривает за ними. Определить на глаз, почему один садик стоит в два раза дороже другого не всегда удаётся, поэтому наличие официальной системы проставления звёзд по конкретным и общедоступным требованиям меня привлекла.
Я не в курсе, насколько хороша эта система на самом деле, но однозначно можно сказать, что далеко не всегда от количества звёзд зависит качество заботы о детях в детском саду, поэтому основываться только на баллах точно нельзя. А какие у вас возникли мысли по этому поводу?
|
Lara Mama 22.04 13:53 |
Моя сестра с криком ходила в дет.сад.Все соседние дома слышали как орала!Не любила,жуть! Теперь рассказывает,что няня ее называла "микроэлемент".Теперь-то она понимает,что это не матюкня какая-то,а кнстатация факта.Она маленького роста(сейчас ей 30 и 1м49см:)). Воспоминания нехорошие. Но свою дочку отдала в сад. Только не в 1,5года, как отдали ее, а почти в три. |
Ринатка Ахметова 22.04 13:54 |
Я походила в детсад около года, а потом наотрез отказалась. Сказала что буду сидеть дома одна, но туда не пойду. И сидела ведь! Пока отец с работы придет (он работал по сменам) сидела одна дома под столом, но в дет.сад не ходила! А что мне там не нравилось не помню... |
Выбор детского сада - дело весьма кропотливое и не терпящее спешки. Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой, бабушкой или няней; ходить же в плохой - неизмеримо хуже.
Есть давно уже сформулированное правило, о котором следует вспомнить, отдавая малыша в детский сад: ищем не столько сад, сколько воспитателей, на их личные и профессиональные качества следует делать ставку родителям. Ведь именно от первого воспитателя зависит, как сложится детсадовская судьба вашего ребенка.
Довольно надежный источник информации - "сарафанное радио". Заранее начинайте собирать отзывы о детских садах вашего района у соседей, знакомых, родителей "детсадовцев" на детской площадке, в поликлинике, у участкового врача.
Начинать выбирать сад желательно не позднее, чем за год до предполагаемого поступления, поскольку в хороших садах существует очередь. Если изначально выбранный вариант вам вдруг не понравится, останется время найти и рассмотреть другие.
Отобрав адреса учреждений, о которых вы узнали что-либо вас заинтересовавшее, отправляйтесь на разведку. Советуем вам взять с собой эту книжечку и напротив каждого из нижеперечисленных пунктов проставлять плюсы и минусы. Придя домой, подсчитайте все плюсы и минусы, подумайте и обсудите в семье: будете ли вы спокойны за свое чадо, оставляя его на целый день именно в этом детском саду.
Приезжайте в детский сад к прогулке (приблизительно в 10.30 час. - 11.30 час.). Начинать надо с беседы с заведующей, затем - осмотр сада и его территории.
Беседа с заведующей
У заведующей поинтересуйтесь режимом дня. Достаточно ли времени уделяется на дневной сон и прогулки, не перегружены ли дети занятиями, есть ли утренняя гимнастика. Выбирайте такой садик, где количество детей в группе не более 15 и не менее 6.
Если в группе нет помощника воспитателя (нянечки) и второго (сменного) воспитателя - ищите другой сад, несмотря ни на какие доводы.
Помните, важен не факт присутствия в штате логопеда и психолога, а то, скольких детишек ему придется "вести". Один психолог (логопед, дефектолог) на 70-80 детей - несерьезно.
Выясните, работает ли в саду медсестра, что входит в ее обязанности, график ее работы, какие профилактические, оздоровительные и закаливающие мероприятия проводятся.
Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года (весной и осенью - больше овощей и фруктов; супы не гороховые, а овощные; не макароны и картошка, а кабачки и капуста). Возможно ли кормить малыша отдельно, если он аллергик.
Попросите рассказать о занятиях, праздниках, музыкальных и спортивных досугах и проводящем их персонале.
Стандартный набор дисциплин:
При наличии в детском саду многочисленных дополнительных занятий (логика, психология, риторика, информатика, раннее обучение чтению, письму, шахматам и др.) тщательно взвесьте, действительно ли так необходимы вашему малышу все эти науки, или от чего-то имеет смысл отказаться.
Опытными педагогами и психологами установлено, что ребенок "готов" для сознательного восприятия большого количества разнообразных "наук" и знаний лишь к 5-6 годам и общее количество занятий в течение всего дня не должно превышать четырех-пяти, включая индивидуальные занятия.
Отдельно об иностранном языке. Сама по себе идея обучения иностранному языку уже в раннем детстве неплоха. Однако нужно иметь в виду, что раннее двуязычие может привести к задержке речевого развития или заиканию. Особенно эта опасность реальна, если ребенок не просто изучает язык, а попадает в иноязычную среду. Не следует также заниматься постановкой звукопроизношения с детьми до 5 лет, а также с детьми, имеющими логопедические проблемы.
Осмотр помещения и территории
Во время знакомства с садиком обращайте внимание: как разговаривают между собой воспитатели, дети; насколько заинтересованно относятся взрослые к малышам; не повышают ли голос; зовут ли по имени; организовывают ли игровую деятельность; реагируют ли на просьбы и жалобы детей. Ваша задача - понять, готовы ли здесь уважать и понимать вашего ребенка.
Обратите особое внимание:
Подведем итог:
1. Самый первый вариант - самый главный и самый банальный: опросить родителей, чьи дети посещают близлежащие садики. Именно они поведают вам, насколько хорошо или плохо ухаживают за детьми, любят ли малыши воспитательниц, как оборудован садик, какие там игрушки, и еще много важных подробностей, которые больше никто вам не расскажет.
2. Обратите внимание на территорию детского сада - насколько она чистая, не загромождена ли мусором, не сломаны ли песочницы и качели. Естественно, на территории должна быть детская площадка, а сама территория огорожена, и калитка, ведущая на нее, закрыта - не удивляйтесь, но многие малыши настолько любознательны, что пытаются убежать за пределы детского сада.
3. Познакомьтесь с персоналом, посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок. Достаточно ли игрушек? Уютно ли в помещении? Нравится ли вам воспитательница? Обязательно поговорите с врачом, который должен быть в детском садике.
4. Узнайте у заведующей, по какой программе ведутся занятия, численность детей в группе, попросите рассказать вам о занятиях и о персонале, который их проводит.
Перечень вопросов, которые стоит задать администрации при выборе детского сада любого типа:
Допустим, вы уже выбрали подходящий садик, и этот садик - муниципальный. Какие документы потребуются, чтобы записать туда ребенка?
1. Медицинская карта 20 с пометкой о прививках: полиомиелит, АКДС, паротит, корь, реакция Манту (сделанная не больше года назад). Анализы: кровь (общий), моча, энтеробиоз, на яйца глист (сделанный не более 10 дней назад). Отметки врачей: ортопеда, ЛОРа, окулиста, невропатолога, стоматолога, педиатра (эпикриз и направление в группу здоровья).
2. Свидетельство о рождении.
3. Страховой полис
Что делать, если мест нет?
А что делать в том случае, если вы уже собрали все нужные документы, принесли их заведующей и услышали, что в детском саду нет мест? Это типичная на данный момент ситуация, поскольку большинство садов переполнено, и даже списки очередников составлены на 1-3 года вперед. В таком случае необходимо обращаться в окружное управление образования, и там вам обязательно подберут другой детский сад поближе к дому, где есть свободные места.
Чтобы избежать этой ситуации, встаньте на очередь заранее. Это можно сделать официально - сейчас в каждом детском саду существуют "Книги учета будущих воспитанников". Как только малыш родился, вы приходите в понравившийся сад и записываете ребенка в эту книгу. Заведующая выдаст вам уведомление о регистрации и в дальнейшем сообщит, когда будет комплектоваться группа. Существуют также льготные категории, принимаемые в детский сад вне очереди - это дети из многодетных семей, дети безработных, дети беженцев и переселенцев, дети учащихся матерей, дети инвалидов 1 и 2 группы, дети, находящиеся под опекой, дети, один из родителей которых находится на военной службе, дети одиноких работающих родителей, дети судей, прокуроров и следователей, дети работников образовательных учреждений системы Департамента образования, а также дети, чьи братья и сестры уже посещают этот сад.
Мало из нас может позволить себе такую роскошь, как домашнее воспитание ребенка до школы. Как правило, не через полтора, то через три года после родов мама выходит на работу. Остается решить вопрос: кто будет заботиться о ребенке, воспитывать и развивать его. Обычно рассматриваются три варианта: бабушки-дедушки, няня или детский сад. Причем большинство из нас в силу тех или иных обстоятельств выбирают именно детский садик. Давайте рассмотрим, как же правильно выбрать хороший детский сад для ребенка?
Конечно, главное преимущество детского сада заключается в том, что он дает ребенку возможность пообщаться со сверстниками. В играх с детьми своего возраста закладываются основы взаимодействия с людьми, развиваются умения действовать сообща, понимать других людей. В тоже время как бы ни хорош был детский сад, он никогда не сможет заменить ребенку семью. Иногда родители отдают малыша в детский сад только для того, чтобы на время освободиться от забот о нем. Но ребенок непременно рано или поздно почувствует и поймет это, и тогда польза от его пребывания в садике будет сведена к минимуму. Не стоит отправлять кроху в детский сад лишь затем, чтобы он научился там самостоятельно умываться, есть, одеваться и раздеваться и т.п. Эти навыки он может получить дома.
Считается, что до достижения трехлетнего возраста ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками и очень привязан к маме. Поэтому если малыша отдать в ясли раньше 3 лет, он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.
Период жизни до трех лет называется младенчеством. Когда он заканчивается, большинство детей переживают кризис – своего рода переходный период. В это время малышу остро необходимо ваше тепло и внимание, чтобы по возможности безболезненно пережить этот непростой период. Кроме того, если в группе всем детям по три года и у всех возрастной кризис, обстановка там будет заведомо конфликтной. Во многих странах Западной Европы дети начинают ходить в детский сад (там он считается частью начальной школы и посещать его нужно обязательно) с четырех лет.
В целом дошкольные учебные заведения можно разделить на несколько группы:
В зависимости от вида детского сада варьируется программа обучения, количество детей в группе, качество питания и игрушек и даже психологическая атмосфера.
Этот садик всем нам хорошо знаком. Именно в него вас в детстве отводили мамы и папы. Очень многое в них зависит от заведующей.
В какой бы районный садик ни ходил ваш малыш, программные занятия обязательно должны включать в себя:
Во многих районных детских садиках, помимо обязательных занятий, по желанию родителей организуют дополнительные платные, например: обучение иностранному языку, хореографии, плаванию. Когда вы будете выбирать занятия для своего малыша. Не переусердствуйте. Много не всегда хорошо. Любое занятие должно приносить радость. Адекватно оценивайте способности вашего малыша. И помните: вы можете отказаться от платных услуг, даже если их выберут все родители.
Такие садики контролируются напрямую Департаментом образования. Их программы и порядкм определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад. Эти детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.
При отсутствии в семье финансовых затруднений это идеальный вариант. Частные сады принадлежат одному или нескольким частным лицам. Соответственно, их уровень зависит от организаторских особенностей тех, кому они принадлежат.
Некоторые из частных садиков созданы на базе государственных, то есть находятся с ними в одном здании, но предоставляют при этом больший комплекс услуг. Другие занимают отдельное здание и занимаются с детьми по своей программе. Работают такие сады, как правило, до восьми-девяти вечера или круглосуточно.
В частных детских садиках очень интенсивная и насыщенная программа развития. Они хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями.
Детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону. Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.
Обычно владельцы такого детского садика устраивают его в своей квартире или снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату. Они приглашают воспитательницу, няню, повара, а для детей постарше – преподавателей иностранного языка, музыки и рисования.
Привыкание к детскому саду – сложный болезненный процесс, как для малыша, так и для его родителей. Запаситесь терпением и мужеством! Не поддавайтесь соблазну оставить любимое чадо дома на денек или даже недельку. Это только затянет период адаптации и не решит проблему. Если ребенок плачет, кричит, не хочет идти в группу, вы должны быть абсолютно спокойными, как бы сложно вам не было.
Ребенок — хороший психолог, поэтому он должен видеть вашу улыбку и думать, что ничего плохого не происходит. Чаще всего ребенок плачет, потому что любые перемены в его жизни — это «маленький стресс», новый этап в своей жизни малыш должен пройти и преодолеть самостоятельно. Родители в период адаптации ребенка к детскому саду должны обеспечить счастливое и комфортное времяпрепровождение малыша дома, полноценное питание, режим, прогулки на свежем воздухе. Запомните, добрая и благоприятная атмосфера дома, ваше внимание, залог успешной адаптации ребенка. Когда вы приводите ребенка в детский сад будьте непреклонны и очень скоро вы просто не узнаете своего малыша. Он станет более самостоятельным, рассудительным, «принесет» из детского сада новые игры и забавные словечки, приобретет новых друзей и подруг.