Женский портал - Wivler

Женский портал - Wivler

» » Поговорим о любви классный час. Серебрякова Н.В. Классный час на тему "Что такое любовь?" — Методическая копилка — Региональный образовательный портал Псковской области. Верь в великую силу любви

Поговорим о любви классный час. Серебрякова Н.В. Классный час на тему "Что такое любовь?" — Методическая копилка — Региональный образовательный портал Псковской области. Верь в великую силу любви

Классный час на тему: Любовь.

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

Цели: углубить представления выпускников о любви; формировать положительную нравственную оценку любви как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверхностного отношения к любви; побуждать к повышению своего культурного уровня, к самопознанию, саморазвитию.

Подготовительная работа : предложить двум ученикам прочитать диалог (отрывок из повести А. Куприна «Суламифь». Хорошо, если читать отрывок будут не «звезды» класса, а незаметные, тихие ребята. Он не должны декламировать, играть - просто внятно и тихо прочитать роскошный текст Куприна, чтобы создать определенное настроение, с которым дети уйдут с классного часа.

План классного часа

I. Мозговой штурм.

II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?».

III. Работа с понятиями (в микрогруппах).

IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь».

V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...».

VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мозговой штурм

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - «Любовь на букву "С"». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой?

(Дети называют слова, учитель записывает их на доске.)

Примерные ответы:

Секс, сочувствие, страсть, стерпится-слюбится, супружество, сильнее смерти, спорт, с первого взгляда и т. п.

II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?»

Классный руководитель. Мы перечислили много видов любви. Но все ищут настоящей, единственной, любви, на всю жизнь. Как говорил великий Франсуа Ларошфуко, «любовь - одна, подделок под нее - тысячи». Нужно ли умение отличать настоящую любовь от поддельной? К чему могут привести ошибки в любви? (Личные трагедии, распавшиеся семьи, одиночество, безотцовщина, беспризорные дети и т. п.) Сегодня мы и будем говорить о том, что такое настоящая любовь и как отличить ее от подделок.

III. Работа с понятиями (в микрогруппах)

Классный руководитель. Итак, мы сегодня говорим о различных видах любви. Мы выбрали только значения на букву «С». Поработаем с этими значениями. Послушайте задания для групп.

Первая группа . Подобрать к каждому слову пример из художественной литературы. (Секс - Пьер и Элен, Григорий и Аксинья, спорт - Дон Жуан, Анатоль Курагин, страсть - Павел Петрович и княгиня Р., Фауст и Маргарита, стерпится-слюбится - Татьяна и ее муж, Одинцова и ее муж, капитан Миронов и его жена, сильнее смерти - Желтков, Ромео и Джульетта, сочувствие, сострадание - Соня и Раскольников, самопожертвование - Вера, возлюбленная Печорина и т. п.)

Вторая группа . В греческом языке есть три слова, означающих разные уровни чувства мужчины и женщине: «агапе» - жертвенная любовь; «филиа» - дружеская привязанность; «эрос» - чувственное влечение. Какие из написанных слов на букву «С» могут быть примерами к этим видам любви? {«Агапе» - сильнее смерти, «филиа» - стерпится-слюбится, «эрос» - секс, страсть, спорт.)

Третья группа. В этом ряду - различные грани любви. Какие из них могут дополнять друг друга, а какие несовместимы с другими и, по сути, любовью не являются? (Спорт - несовместим слюбовью, потому что нет привязанности, желания раскрыть человека. Все остальные могут дополнять друг друга.)

Четвертая группа. Различают 3 уровня любви: физический, душевный и духовный уровень. Как бы вы расположили эти значения любви по возрастанию? [Секс, страсть, сочувствие, сопереживание, сострадание, стерпится-слюбится, сильнее смерти, самопожертвование.)

Как много разных понятий вкладывает человек в слово «любовь». В каком смысле речь идет о настоящей, истинной любви? (Самопожертвование, сильнее смерти, а может быть, соединение трех «С»: секс, сопереживание, самопожертвование.)

IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь»

Классный руководитель. Некоторые значения любви стали медицинским диагнозом. Недавно в газетах появилась сенсация: Всемирная организация здравоохранения внесла любовь в реестр заболеваний, присвоив номер F63.9. С медицинской точки зрения, любовь - не болезнь в чистом виде, а «измененное состояние сознания». Так считает автор одной статьи, появившейся в интернете. Послушайте отрывок из этой статьи.

Что такое любовь? Это такое большое, прекрасное, сильное чувство, скажете вы. На самом деле - не так. На самом деле любви нет... И это подтверждают выводы ученых: великое, воспетое поэтами чувство - всего лишь... могучий инстинкт продолжения рода, подкрепленный рядом физиологических реакций. Работает этот биологический механизм примерно так: мы неосознанно ищем себе партнера согласно своему опыту, вкусам, интересам. Чаще всего приманкой становится красота, иногда ум, богатство, т. е. мы влюбляемся «во что-то». И вот тогда уже возникает специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный половой инстинкт, итоговая цель которого - физическое обладание, проще говоря - секс. С момента возникновения инстинкта сознание начинает нас обманывать. Инстинкт маскируется под восхищение или пылкую страсть.

Любовный эгоизм оказывает влияние на самые важные дела и события в жизни, поощряет на самые рискованные и дурные поступки; требует себе в жертву то жизни и здоровья, то общественного положения и счастья, отнимает совесть у честного, делает предателем верного, и вообще всячески пытается достигнуть главной цели - быть удовлетворенным. Что самое удивительное - взаимное чувство тут не так уж важно. Подарки, ухаживания, серенады под окном, чай, кофе, потанцуем - все это мы в первую очередь делаем для себя...

О каком виде любви идет речь? (Сумасшедшая любовь, страсть, секс.)

Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это обычно любовь «за что- то». За что? (Красота, физическая сила, богатство, модная одежда, ум, красноречие и т. п.)

Как внешне выражается это чувство? (Бурные страсти, пылкость чувств.)

Итак, можем записать на доске признаки: эгоизм, любовь за что- то, пылкость чувств. Как и всякая болезнь, влюбленность имеет свои симптомы, свою продолжительность, свой прогноз. Что вы можете сказать об этом? Что является признаком излечения от любовной болезни?

Примерные ответы:

Симптомы: любовный голод, любовная лихорадка, сердце учащенно бьется, все мысли заняты только объектом обожания и т. п.

Прогнозы: от суицида до полного излечения.

Продолжительность - 3-12 месяцев.

Признаки излечения: с глаз спадает пелена, и объект обожания вдруг начинает тяготить, появляются мысли типа: «И что я в ней нашел?»

Классный руководитель. Бывают врачебные ошибки, когда врач неправильно поставил диагноз. Эти ошибки могут привести к роковым последствиям. Но и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки? (К скоропалительному браку, который быстро распадется, к суицидам, психическим заболеваниям.)

Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью. А связывают их с влюбленностью и даже называют это болезнью, повреждением сознания. Почему?

Примерные ответы:

Влюбленные совершают много необдуманных поступков.

Это состояние проходит, оставляя в душе пустоту.

Влюбленность похожа на наркотическую зависимость.

Классный руководитель. Но влюбленность - это не только телесное влечение. Многие влюбленные говорят о душевном

притяжении. В чем оно проявляется, по-вашему? (Общие интересы, дружба, доверие, уважение и т. п.)

Иногда говорят, что у любви много врагов. Какие это враги? (Разлука, время, старость, эгоизм, жадность, гордыня, быт, бедность, расстояние, родственники, друзья, зависть, ревность и т. п.)

Но все эти враги могут разрушить только влюбленность, незрелую любовь. Для настоящей любви они нестрашны. Ведь настоящая любовь недаром связывается с вечностью.

В начале урока мы перечислили различные значения любви. Какое из них является ключевым для определения настоящей любви? (Самопожертвование, сильнее смерти.) Это чувство уже совершенно не похоже на влюбленность.

V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...»

Классный руководитель. Можно сказать, что настоящая любовь является антиподом влюбленности. Значит, чтобы определить признаки настоящей любви, нужно просто подобрать антонимы к признакам влюбленности. Попробуйте завершить предложение, перечислив 3 признака настоящей любви.

(Признаки настоящей любви - это вечность, постоянство, любовь ни за что, жертвенность.)

VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь»

Классный руководитель. Может ли влюбленность перерасти в настоящую любовь? (Может, если люди создадут семью и будут беречь свою любовь.)

Можно сказать, что влюбленность - это только маленькое зернышко любви, из которого может вырасти настоящая любовь. А что это такое, «не сможет понять ни один человек, пока не проживет в браке четверть века». Так считал великий американский писатель Марк Твен. Согласны ли вы с ним? (Можно прожить полвека и остаться чужими, а можно действительно взрастить настоящую любовь.)

Действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь. Многие браки начинаются с телесного влечения, душевного притяжения, но потом все это куда-то испаряется, и люди становятся чужими, семья распадается. Психологи заметили, что для счастливого брака нужно еще и духовное влечение, а не только телесное и душевное. А как же узнать, есть это влечение или нет?

(Предположения детей.)

Некоторые психологи предлагают для этого простой тест. Назовем его «Быть или иметь». Вступая в брак, нужно просто задать себе вопрос: «Вы хотите иметь жену? Иметь детей? Иметь уютный дом? Или же вы хотите быть мужем? Быть отцом? Быть хозяином дома?» Как вы думаете, каким может быть ключ к этому тесту? Какие ответы даст человек, у которого есть духовное влечение к своему избраннику? (Они выберут вариант «быть»: в этом ответе уже заложено желание изменить себя ради кого-то, а вариант «иметь» не предполагает развития. В нем только одно эгоистическое желание чем-то или кем-то обладать.)

Действительно, желание быть кем-то для другого человека и есть то самое духовное влечение, которое должно проявиться в идеале перед вступлением в брак. Оно является самым главным для построения семьи. Даже его одного уже достаточно для построения семьи. Вот почему раньше судьбу молодых часто решали родители, даже не спрашивая молодых об их желании. Душевное и телесное влечение не так важно, если у мужчины есть желание стать настоящим мужем, а у женщины - стать настоящей женой. Хочется привести цитату из книги психолога Эриха Фромма «Искусство любить»: «Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта любви, а в способности любить». Как понять эти слова? (Тот, кто не способен любить, может долго выбирать жену, достойную себя, но так и не найти идеальную, а тот, кто хочет стать хорошим мужем, станет им при любой жене, то же можно сказать и о женщинах.)

Получается, что зародыш настоящей любви и содержится в этом желании быть мужем или женой. Делать что-то хорошее для любимого человека. Изменять себя ради него. Тогда, получается, что «стерпится-слюбится» - это и есть путь к настоящей любви? (Терпение, конечно, необходимо, но оно притупляет чувства, заменяет их привычкой. А с другой стороны - «привычка свыше нам дана, замена счастию она...»; в старые времена через терпение приходили к любви даже безразличные друг другу люди - пример: Одинцова и ее муж в романе Тургенева «Отцы и дети»: «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви».)

Ну, а что же это за любовь, которая «сильнее смерти»? Неужели она тоже может вырасти из терпения и привычки? (Вряд ли: в любви, основанной на терпении и привычке, мало романтизма, а тут - прямо героика какая-то, подвиг.)

А вообще, любовь, которая «сильнее смерти» - это настоящая любовь или болезнь, или, может быть, дар, талант, который дается только избранным? (Это любовь настоящая по всем признакам (вечная, любовь не за что, жертвенная), но такая любовь дается только возвышенным, романтическим, талантливым людям, а может быть, это и самовнушение.)

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом использовать его возможности или его самого, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики, проникает в глубины наномира, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь. И даже премудрый царь Соломон не смог разгадать этой тайны.

(Звучит музыка, юноша и девушка выходят к доске, читают диалог.)

Девушка. «Скажи мне, мой царь, - спросила однажды Суламифь, - не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?»

Юноша. И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифь, ласково улыбнулся и ответил: «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и путь мужчины к сердцу женщины».

Девушка. «Да, - сказала Суламифь задумчиво, - может быть, человек никогда не поймет этого...»

Классный руководитель. Первые три загадки давно разгаданы. Четвертую - путь женщины к сердцу мужчины - не постигли до сих пор. Может быть, сама эта тайна и является главным признаком настоящей любви?

(Звучит музыка.)

VIII. Подведение итогов

Классный руководитель. Что осталось после сегодняшнего разговора? Скука? Удивление? Радость?


Классный час

Первая любовь бывает настоящей?

Цель:

1. Формировать представления учащихся о первой любви на примерах жизненного опыта и литературы.

2. Научить видеть истинное чувство любви, уметь ценить его.

3. Пробудить желание бороться за настоящую любовь.

Оборудование: шкатулка, свеча, ИКТ, анкеты, напечатанные фрагменты текстов произведений.

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня нам с вами предстоит интересная полемика на тему, которую вы видите на экране. Она потребует от вас активности, а я со своей стороны попытаюсь вас заинтересовать приготовленным материалом.

Надеюсь, что интересный разговор состоится.

На фоне музыки читаю:

Она пришла негаданно, нежданно,

Разрушив всё,

И всё построив вновь,

Преображая капли в океаны

Всепобеждающая первая любовь,

Неясное всё стало несомненным,

Стал шторм десятибалльный – ветерком,

Любое море стало по колено

И расстояние любое – пустяком.

И великие люди переболели любовью, и говорили о ней так:

Звучит тихо песня «Не повторяется такое никогда».

Слайды с изображением моря.

Несколько афоризмов:

1. Любовь я Богом назову и ей молюсь одной.

А. Зако-Чаюпи

2. В мире нет почти ничего, кроме любви.

Виктор Гюго.

3. Любовь подобна всему на свете и ни на что не походит.

Г. Филлинг.

4. Умирать от любви – значит воистину жить.

Г. Державин.

5. Единственное средство побороть неразделенную любовь – бежать от неё. Сервантес.

6. Первая любовь – великий учитель.

Ж. Мольер.

7. Первая любовь рождается без исканий, внезапно.

У. Шекспир.

8. Только та любовь истинна, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид. Демокрит.

9. Любовь не признает иного врача, кроме себя самой.

Проперций.

10. Любимое часто ослепляет любящего.

Платон.

Учитель: Первая любовь такова. Но нам нужно ответить на вопрос: первая любовь бывает настоящей?

Поэтому давайте разберемся в самих себе, в обстоятельствах жизни, и в этом нам поможет, как всегда, литература.

Убавляю музыку до минимума.

Ученица читает письмо Татьяны к Онегину (до слов: то воля Бога: я твоя). (Свеча, легкий шарф).

Учитель: Я знаю, что вам знакома эта героиня. В чем она признается Онегину?

Ученик: В первой любви.

Учитель: Ребята, вспомните еще примеры из классической литературы, где речь идет именно об этом. Кто герой книг и во что вылились их отношения?

Ученики: «Ася», «Первая любовь» Тургенева. Эти отношения были неразделенными, односторонними.

Учитель: Послушайте отрывок и определите, из какого он произведения.

Читает ученик:

«Ну спасибо. Это по-рыцарски. Говорят, цари тоже посещают умирающих. Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу, а теперь придет беспамятство, и фюить! Ну, что же мне вам сказать?.. Я любил вас… Какая вы славная!

Прощайте. Прощайте… Послушайте… ведь я вас не поцеловал тогда…»

Учитель: Из какого произведения этот отрывок?

Ученик: Из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Слайд: «Базаров и Одинцова».

Учитель: Так Евгений-то уже не молод, не юнец. Почему же мы его объяснения рассматриваем как признания в первой любви?

Ученик: Потому что б азаров, по сути, был нигилист, не верующий практически ни во что, кроме наук. Не признающий и любовь. И это признание Одинцовой действительно первое, сильное любовное переживание героя.

Учитель: Теперь давайте еще раз определимся, а какой была любовь всех названных героев?

Ученик: Не взаимной.

Учитель: Я, как человек с жизненным опытом, соглашусь с позицией авторов этих книг, что первая любовь в своей закономерности, в основном, односторонняя, не взаимная.

Учитель: Первая любовь оставляет глубокий след в душе на всю жизнь. Это любовь – боль, любовь – тревога, любовь – ожидание.

Даже тайное восхищение, тайный восторг, тайное желание – это всегда всплеск человеческих эмоций, которые бывают в жизни только раз – первый.

А потом – это уже влюблённость.

Влюблённость с любовью не путай,

И в верности мне не клянись.

Мы вместе только минуты,

А порознь – целую жизнь.

Учитель: Интересный эпизод, который никого не оставит равнодушным.

(Читает ученик).

Слайд «Екатерина Бакунина»

Ученик: «Нет, я вчера не был счастлив: поэтому я мучился ожиданием с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было. Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута!

Как она мила! Как черное платье пристало к милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!

Учитель: И кто же безумный счастливец, переживший такой бурный восторг?

Ученики: Это А. С. Пушкин. Екатерина Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, была его первой любовью.

Учитель: Сколько бы не испытывал влюблённостей (а у него их было 113) великий поэт за свою жизнь, эта первая любовь осталась для него вечным праздником восторга, счастья и воздыхания!

Слайд «Пушкин у моря».

Афоризм: «Любовь – это стихия в самих нас, в которой невозможно приказать: «Замолчи!»

Ребята, я хочу предложить вам интересную притчу.

Видеоролик «Любовь и время».

Давно… Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.

Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.

Мимо проплыл роскошный корабль Богатства.

Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.

Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо…

Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.

С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти. «О, Любовь, - ответила Грусть, - мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».

Мимо острова проплывала Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.

Вдруг Любовь услышала голос: «Иди сюда, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить его имя. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше.

И только когда лодка скрылась, Любовь спохватилась, ведь она даже не поблагодарила старца.

«Любовь обратилась к Познанию: «Познание, скажи мне, кто спас меня?»

Учитель: Ребята, как вы думаете, кто пришел на помощь Любви?

После ответов ребят подытоживаю: это было ВРЕМЯ.

Учитель: Следующий вопрос по содержанию текста: «Отчего оно (время) ей помогло?»

Учитель: Какой ответ последовал, ваш аргумент?

(Учащиеся отвечают).

Учитель: Познание ответило: «Только время понимает и знает, как важна в жизни Любовь!»

Учитель: Ребята, первая любовь, конечно, может перерасти в настоящую любовь навсегда, если над ней будете трудиться, взращивать её, лелеять, беречь.

Слайд «Дмитрий Дюжев и его жена Татьяна Зайцева»

На этот счет хочу напомнить слова известного актера на сегодня, надеюсь, кумира многих из вас Дмитрия Дюжева , который на вопрос: встретил ли он настоящую любовь, он ответил: «Да, потому что никогда не спешил, уходя, уходить».

Слайд «Дмитрий Дюжев и его супруга». Звучит танго «Никогда».

Учитель: Прозвучала моя авторская песня – танго «Никогда».

Желаю, чтобы в ваше жизни это слово «Никогда» встречалось как можно реже.

Ребята, мы с вами говорили об одной стороне любви – любви неразделенной. Но бывает, пусть и редко, любовь взаимная, на всю жизнь.

Учитель: Приведите примеры взаимной любви из художественных произведений, кинофильмов, из жизни.

Ученики:

1. «Жди меня» - К. Симонов.

2. Тургенев и Виардо.

3. М. Цветаева и С. Эфрон.

4. Ромео и Джульетта.

Эпизод из кинофильма «А если это любовь?» (Главные герои – школьники Борис и Ксения).

Учитель: Это счастливейшие люди, любовь которых взаимна.

Я считаю, что любовь – это особый дар, который несёт в себе тот необыкновенный солнечный заряд. Сказать «Я люблю тебя» значит сказать «Ты никогда не умрёшь», – заметил как-то великий французский писатель Альберт Камю.

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя.

Всё потому, что я её любил,

Всё потому, что не томлюсь другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у неё одной молю ответа.

Всё потому, что от неё светло,

От имени её так много света!

Я приготовила несколько вопросов, которые перед вами. Ответы будут анонимны, но требуют вашей откровенности.

Звучит песня «Школьный роман» (звук приглушен).

Слайд: Ответить на вопросы:

1. Пережил ли ты первую любовь?

2. Что больше испытал при этом: счастье или разочарование?

3. Дайте определение первой любви. Первая любовь – это…

4. Бывает ли первая любовь настоящей?

Прочитала, кладу в шкатулку, закрываю и говорю: «Внимание на экран!»

Слайд:

Настоящая любовь никогда не забывается, значит, первая любовь – самое настоящее. Лев Толстой.

Ребята, согласны ли вы с этим мнением великого классика?

Ученики: Да.

Учитель: Так вот, мы с вами пришли к выводу, что первая любовь бывает и настоящей.

Итак, сегодня мы в перекличке времен, эпох, поколений, судеб пытались приблизиться к пониманию истинной любви и к тому, что первая любовь бывает настоящей.

Желаю вам встретить настоящую любовь.

Всего вам доброго, а вместе с пожеланиями дарю на память свои стихи о любви.

Звучит песня «Школьный роман».

Классный час на тему любовь и влюбленность для старших классов

Классный час о любви «Между нами, девочками (Между нами, мальчиками)

Беседа на актуальные для подростков темы («свободная любовь», брак, целомудрие, девичья честь, мужская гордость)

Воспитывая мальчика, мы растим мужчину.

Воспитывая девочку, мы растим нацию.

В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитивным. Ранние беременности, аборты, болезни - вот с чем приходится сталкиваться подросткам и их родителям. Чаще всего это следствие сексуальной безграмотности и низкой половой культуры. Причем многие подростки в ходе опросов признаются, что никогда не говорили с родителями на темы контрацепции и последствий абортов. Еще меньше задумываются подростки о нравственной стороне половых отношений, о моральных обязательствах, которые могут возникнуть вследствие сексуальных связей.

В школе такие беседы лучше проводить отдельно с мальчиками и девочками. Причем именно мальчикам нужно рассказывать о вредных последствиях аборта для женщины и ребенка, т. к. большинство юношей не могут указать, в чем именно заключаются эти вредные последствия - более половины ребят никогда не говорили с родителями об этом.

Цели: ознакомить детей с последствиями ранних половых связей; формировать отрицательное отношение к половой распущенности, вульгарности, доступности, позитивное отношение к целомудрию, воздержанию, нравственной чистоте; побуждать детей к соблюдению половой гигиены, к поиску положительного нравственного идеала.

Форма проведения: час общения.

Оформление: фото (мать и дитя, Мадонна с младенцем, пейзажи, влюбленные пары и т. п.).

План классного часа

I. Вступительное слово «Про это».

II. Информация к размышлению.

1. Грустная статистика любви.

2. Безмолвный крик.

III. Проблемная ситуация «Белая ворона».

IV. Интерактивная беседа по теме «Мода на целомудрие».

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Про это»

Классный руководитель. В 14-15 лет так хочется, чтобы тебя любили! Так хочется найти единственного, самого-самого дорогого и нужного человека. Когда он появляется, все мысли заняты им, хочется быть с ним постоянно и кажется, что так будет всегда. Не так давно большинство подростков в этом возрасте просто встречались без физической близости, сохраняя на всю жизнь чистые воспоминания о своей первой любви. Сейчас этого уже недостаточно. Некоторые дети стремятся именно к сексуальным контактам, считая, что в них проявляется настоящая любовь. Но, к сожалению, любовь заканчивается очень быстро. И об этом свидетельствует неумолимая медицинская статистика: нежелательна беременность, аборт, совсем не детские болезни. Многие подростки признаются, что совсем не знали о последствиях свободной любви, что видели только ее романтическую сторону. Реклама, радио, телевидение, журналы, фильмы «про это» - там все выглядит так красиво, современно, без проблем. А о проблемах как раз никто и не предупреждал. А если и предупреждал, то казалось, что это будет с кем-то, но не со мной. Такую беспечность молодежи можно объяснить отсутствием половой культуры, сексуальной безграмотностью. Но многие исследователи видят в этом прежде всего нравственную распущенность, вседозволенность, которая целенаправленно насаждается среди нашей молодежи через кино, радио, телевидение. Как же сопротивляться этому? И нужно ли сопротивляться? Об этом мы сегодня и поговорим.

II. Информация к размышлению

Грустная статистика любви

Классный руководитель. Казалось бы, сейчас вокруг столько информации о последствиях «свободной любви». И тем не менее, для многих подростков эти последствия становятся неприятной неожиданностью. Например, венерические болезни: только заболеваемость сифилисом за последние 5 лет возросла в 40 раз! Или расстройства психики: по исследованиям американских ученых, каждый третий подросток, ведущий половую жизнь, испытывает чувство несчастья, разочарования, неудовлетворенности, депрессии. Еще одно следствие ранней сексуальности - рост потребления алкоголя и наркотиков (особенно это относится к девушкам). Так что те, кто придумал лозунги «Бери от жизни все!» и «Наслаждайся!» ничего не сказали о цене этого наслаждения. Но самое главное и неожиданное открытие, которое приносят ранние половые связи - от «этого» рождаются дети. Причем кавалер, узнав об интересном положении своей возлюбленной, как правило, немедленно исчезает из жизни «залетевшей» девушки, оставив ее.

По официальной статистике, каждый год тысячи девочек-подростков становятся мамами, десятки тысяч делают аборты. Россия уже вышла на первое место в мире по количеству абортов. По статистике:

Каждый десятый аборт в нашей стране производится в подростковом возрасте;

Из числа умерших после аборта каждая девятая погибает в возрасте 15-19 лет;

Ежегодно в мире от абортов погибает около 70 тысяч женщин;

В России 15% супружеских пар бесплодны и не могут иметь детей*.

Классный руководитель. Знакомы ли вы с этой статистикой? Какое впечатление произвели на вас эти цифры и факты? (Дети отвечают.)

«Безмолвный крик»

Многие подростки, бросаясь в волны «свободной любви», очень легко относятся к аборту. В их представлении это элементарная операция, вроде удаления зуба. А между тем все гораздо серьезнее. Беременность - это естественное состояние женщины, но это и процесс формирования нового человека. Современные технологии позволяют проследить все стадии развития малыша:

3 недели - сердце уже бьется;

4 недели - формируются позвоночник, ручки, ножки, глаза, уши;

6 недель - появляются мозговые извилины;

7 недель - начинает оформляться личико, обозначается рот, глаза, носик;

8 недель - ребенок чувствует боль - и реагирует на прикосновение; сосет палец; плавает - выполняет движения пловца;

Биение сердца прослушивается стетоскопом;

Если беременность многоплодна, дети дерутся между собой; ребенок играет, раскачиваясь на пуповине, как на качелях;

9 недель - сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения: скашивает глаза, глотает, шевелит языком, сжимает ладонь в кулачок;

11-12 недель - малыш реагирует на свет, тепло и шум, спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы, поворачивая головку, сгибая пальчики на ручках и ножках. Длина маленького человека около 9 см;

14 недель-сердце ребенка перекачивает 24 л крови в день. Если на живот матери направить свет, малыш закрывает лицо руками;

16 недель - формируются реснички.

Удивительно, правда, ребята? А теперь подумайте: прерывание беременности у девочек-подростков в 25% случаев происходит на сроках 22-27 недель, т. е. тогда, когда ребенок полностью сформирован.

Широкую известность получил американский документальный Фильм «Безмолвный крик». В этом фильме снят процесс аборта изнутри, на УЗИ. Во время аборта ребенок совершает хаотичные движения,

пытаясь спастись от медицинских инструментов, хватается за них руками, пытаясь их остановить или оттолкнуть, его сердечко начинает чаще биться, на лице с помощью УЗИ можно увидеть гримасу ужаса, а его ротик широко раскрыт в безмолвном крике... Рассказывают, что многие врачи после этого фильма были в шоке и отказались делать аборты.

Аборт - это искусственное прерывание беременности. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума. Некоторые называют это более жестко - преднамеренное убийство. Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Клятва Гиппократа запрещает врачу делать аборты. Христианская концепция утверждает, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким смертным грехом, который нужно искупать исповедью, покаянием, молитвой. Врачи-акушеры единодушно утверждают, что самым лучшим способом предохранения от нежелательной беременности является полное воздержание от ранних половых связей.

III. Проблемная ситуация «Белая ворона»

Классный руководитель. Когда ваши мамы учились в школе, был такой очень популярный поэт Эдуард Асадов. У него есть стихотворение, которое мне кажется злободневным и сейчас.

Свободная любовь

Слова и улыбки ее, как птицы,

Привыкли, чирикая беззаботно,

При встречах кокетничать и кружиться,

Незримо на плечи парней садиться

И сколько, и где, и когда угодно!

Нарядно, но с вызовом разодета.

А ласки раздаривать не считая

Ей проще, чем, скажем, сложить газету,

Вынуть из сумочки сигарету

Иль хлопнуть коктейль коньяка с «Токаем».

Мораль только злит ее: - Души куцые!

Пещерные люди! Сказать смешно!

Даешь сексуальную революцию,

А ханжество - к дьяволу за окно! -

Ох, диво вы дивное, чудо вы чудное!

Ужель вам и впрямь не понять вовек,

Что «секс-революция» ваша шумная

Как раз ведь и есть тот «пещерный век»!

Когда ни души, ни ума не трогая,

В подкорке и импульсах тех людей

Царила одна только зоология

На уровне кошек или моржей.

Но человечество вырастало,

Ведь те, кто мечтает, всегда правы.

И вот большинству уже стало мало

Того, что довольно таким, как вы.

И люди узнали, согреты новью,

Какой бы инстинкт ни взыграл в крови,

О том, что один поцелуй с любовью

Дороже, чем тысяча без любви!

И вы поспешили-то, в общем, зря

Шуметь про «сверхновые отношения»,

Всегда на земле и при всех поколениях

Были и лужицы и моря.

Были везде и когда угодно

И глупые куры и соловьи.

Кошачья вон страсть и теперь «свободна»,

Но есть в ней хоть что-нибудь от любви?!

Кто вас оциничивал - я не знаю.

И все же я трону одну струну:

Неужто вам нравится, дорогая,

Вот так, по-копеечному порхая,

Быть вроде закуски порой к вину?

С чего вы так - с глупости или холода?

На вечер игрушка, живой «сюрприз»,

Ведь спрос на вас только пока вы молоды,

Конечно, смешно только вас винить.

Но кто и на что вас принудить может?

Ведь в том, что позволить иль запретить,

Последнее слово за вами все же.

Любовь не минутный хмельной угар.

Эх, если бы вам да всерьез влюбиться!

Ведь это такой высочайший дар,

Такой красоты и огней пожар,

Какой пошляку и во сне не снится!

Рванитесь же с гневом от всякой мрази,

Твердя себе с верою вновь и вновь,

Что только одна, но зато любовь

Дороже, чем тысяча жалких связей!

Вопросы для беседы:

О ком это стихотворение? Можно ли узнать в героине современную девушку?

Что можно сказать о внешности героини?

Что такое сексуальная революция? Что вам известно об этом? (Это освобождение от моральных запретов в области половой жизни.)

Почему поэт называет сексуальную революцию «пещерным веком»?

Почему один поцелуй с любовью дороже, чем тысяча без любви? Согласны ли вы с этим?

Что общего у кошачьей страсти и «свободной любви»?

Почему поэт так говорит героине: «игрушка на вечер», «закуска к вину»?

К чему призывает поэт? Согласны ли вы с ним? Классный руководитель. Это стихотворение написано в другую эпоху, когда таких героинь были считанные единицы. А теперь, наоборот, девушки стараются избавиться от девственности, чтобы не быть «белой вороной». Как вы думаете, почему это происходит?

Примерные ответы детей:

Немодно быть девственницей, засмеют.

Очень сильно влияют фильмы, журналы, музыка.

Это избавляет от комплексов, дает свободу.

Это модно, современно.

Мальчикам нравятся раскованные, незакомплексованные девчонки.

Классный руководитель. Ну, мальчики, смотрят на девочек по-разному. Недаром существует пословица, что с одними девушками гуляют, а на других женятся. С какими гуляют, мы уже разобрались: с раскованными, без комплексов, свободными, опытными в сексе и т. п. А на каких же женятся? Примерные ответы детей:

На скромных, некрасивых.

На богатых.

На хороших хозяйках, мастерицах.

На добрых, заботливых, ласковых.

На честных, но страшных.

На тех, кто их любит.

На умных, серьезных.

На скромных, добрых, хозяйственных, умных, целомудренных.

Классный руководитель. В глубокой древности у наших предков существовал свод правил о целомудрии и наследственности. Считалось, что женщина должна беречь свою честь, потому что по ней судят о чести рода. И для мужчины это было важнее, чем романтическая любовь. Честь женщины каждый мужчина должен был защищать, как святыню. А.С. Пушкин не побоялся отдать жизнь за честь своей жены, своей семьи. Эти традиции складывались веками. Мне кажется, современные парни подсознательно ищут именно такую жену, которая сумела бы сохранить свою честь.

IV. Интерактивная беседа по теме «Мода на целомудрие»

Классный руководитель. Сексуальная революция к нам пришла с Запада. Молодежь восприняла сексуальную распущенность как признак западного образа жизни, который мы видели в американских фильмах. Но сейчас и на Западе что-то меняется. Вот какую информацию я нашла в Интернете*. В последнее время среди американских старшеклассников все больше входит в моду целомудрие, девственность. Об этом свидетельствует статистика, опубликованная в США. По данным Колумбийского университета, за последние 8 лет 2,5 миллионов юношей и девушек дали обещание хранить чистоту до законного брака. Конечно, далеко не каждый из них смог сдержать слово.

И вот уже медики США торжественно заявляют, что среди американских старшеклассников большинство - девственники. Правда, в основном это представители христианской молодежи, но они подают пример остальным. Можно даже сказать, что в США зарождается организованное движение девственников и девственниц. У них уже есть своя «тусовка», своя символика. Например, большой популярностью пользуются перстни с изображением сердца, запертого на ключ. В ходу также карточки с записью «обета целомудрия», которые подростки бережно хранят в бумажниках. Этим ребятам нелегко, потому что им приходится круглосуточно противостоять информационным атакам, рекламе сладости плотских утех. Но тем большее уважение они вызывают. Как вы считаете, может ли такое движение возникнуть в России?

Примерные ответы детей:

В России тоже есть девственники, но они неорганизованны, у них нет своей тусовки.

Может быть, верующие, религиозные подростки составят такое движение.

Такое движение ни к чему, зачем всем говорить о своей невинности?

Наверное, у нас тоже скоро такое будет, потому что мы все копируем с Америки.

Раньше в СССР тоже молодежь до свадьбы хранила невинность. Парни презирали девушек, которые потеряли свою честь. Но они были комсомольцами, у них были идеалы, а у современной молодежи никаких идеалов нет.

Классный руководитель. Некоторые психологи пришли к выводу, что ранние сексуальные связи привлекают тех подростков, у которых неправильная самооценка: заниженная (это чаще всего девушки) и завышенная (чаще всего юноши). Согласны ли вы с такой точкой зрения? (Высказывания детей.)

Что вы знаете о своей самооценке? Умеете ли вы правильно оценить самих себя? Что влияет на самооценку? Как можно поднять самооценку? (Ответы детей.)

Может быть, не только религия, но и правильная самооценка позволяет американским подросткам удерживаться от ранних половых связей. Еще одно интересное наблюдение. Подростки, которые пообещали хранить девственность до брака, стали показывать успехи в учебе, спорте, искусстве. Чем можно это объяснить? (Предположения детей.)

Прочитайте эпиграф к классному часу (читает). Это мнение врачей и педагогов. Согласны ли вы с ним? Почему именно от женщины зависит нравственное здоровье нации? (Дети высказываются.)

Половая жизнь до брака всегда считалась в нашем обществе предосудительной и запретной. Согласно христианской точке зрения, человек создан по образу и подобию Божию. А значит, блудник и развратник оскверняет в себе образ Божий, оскорбляет Бога.

Но «сексуальная революция», которая пришла к нам с Запада, сняла все половые запреты. Считалось, что это сексуальная свобода раскрепостит мужчин и женщин, расширит их сексуальный опыт, сделает более счастливыми в браке. Но оказалось, что сексуальный опыт совсем не способствовал крепости брака в России. Если 10 лет назад распадался каждый третий брак, то сейчас уже распадается каждая вторая семья. А о том, как живется детям в неполных семьях, мне вам рассказывать не надо: многие из вас это знают лучше меня.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили об очень важных, насущных вещах. Можно сказать, что мы говорили о самом главном - о любви. О любви к себе, к своему избраннику, к своим будущим детям. Из этого складывается и любовь к Богу, к Божественному идеалу. Жизнь состоит из взлетов и падений, но, оступаясь и падая, всегда можно подняться - главное сохранить свое человеческое достоинство, сохранить любовь к самому себе.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? Какие вопросы остались без ответов? (Ответы детей.)

Литература

1. Важдаева Н., Седлов Д., Семенова Е. Маленькие мамы // Новые известия, 20.03.07.

2. К здоровой России. Рождение и воспитание здорового ребенка: Полный курс подготовки. СПб., 2000.

3. Мастере У. Джонсон В. Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998.

4. О состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материнской смертности после абортов в Российской Федерации: Решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. (протокол N 14).

Тема: Действительно ли первая любовь настоящая?

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «любовь», снятие меж полового напряжения в классе, прививать учащимся уважительное отношение к чувствам, развитие умения анализировать собственные поступки с общечеловеческими ценностями.

Форма проведения: диспут

Предварительный этап: анкетирование

Оформление кабинета: компьютер, проектор,телевизор, караоке, свечи с подсвечниками, сердца со стрелами,шары и высказывания о любви:

«Любовь- это не только чувство,

Это ещё и искусство»

О.де Бальзак

«Любовь с хорошей песней схожа, а песню нелегко сложить».

«Любовь- состояние полной гармонии»

«Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем»

1.Слайд

Твоя любовь, мой друг, дороже клада.

Почетнее короны королей;

Наряднее богатого наряда,

Охоты соколиной веселей.

У.Шекспир

Ход классного часа:

Зажигаются свечи, звучит медленная классическая музыка- романс С.Есенина «Отговорила роща золотая»

I .Вступительное слово учителя.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

И весь твой, задумчивый вид,

И смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи

Люблю я, усталый, прилечь-

Я вижу печальные очи;

Я слышу печальную речь;

И грустно я так засыпаю,

И в грёзах неведомых сплю-

Люблю ли тебя - я не знаю,

Но кажется мне, что люблю!

2 слайд:

Любовь, любовь- загадочное слово,

Кто мы бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томление духа ты иль благодать?

Как вы думаете о чем мы с вами будем беседовать? Не просто о любви, а о первой любви. Настоящая ли она?

Говорить о чувствах сложно, а уж тем более найти слова для любви. Не так ли? Но как бы то ни было, по - прежнему волнуются сердца и требуют совета (Учитель дает советы по ведению диспута:

Внимательно слушать выступающих;

Тактично без грубости относиться к мнениям товарищей).

Для вас эта тема актуальна так как, в вашем возрасте наступает пора влюбленности. Сколько сердечных потрясений происходит именно в школьные годы! Это может быть и просто увлечение, но к любому чувству следует относиться бережно.

II Основная часть. Обсуждение проблемных ситуаций

1. Словарная работа, понятие «любовь»

Что такое любовь? (вспоминаются заполненные анкеты учащимися)

(Любовь - это огромная нежность, это чувство ответственности, это когда берешь на себя боль и страдания любого человека, это когда стараешься помочь, взять тяжести на свои плечи, это когда забываешь о себе, о своих страданиях;

Любовь - это когда боишься обидеть не то что поступком или словом, даже взглядом, это когда тебе больно от того, что любимому больно.)

Как больно, милая, как странно.

Сродняясь в земле, сплетясь ветвями,

Как больно, милая, как странно,

Раздваиваться под пилой…

2. Интерактивная беседа «Любовь» и «Влюбленность»

Знаете ли вы, какие качества девушки не любят в юношах?

(Грубость, жадность, жестокость, пьянство, неверность, равнодушие)

А какие юноши не любят качества в девушках?

(Ехидство, грубость, отсутствие женственности, болтливость, нетактичность). Попробуйте помнить об этом.

Как вы думаете влюбленность и любовь одно и то же? А порассуждаем и постараемся увидеть и найти различия на основе письма девушки)

Примерные ответы детей:

Влюбленность - это чувство, которое мгновенно вспыхивает и быстро проходит, а любовь чувство постоянное, крепкое, на всю жизнь.

Можно влюбляться в разных девчонок (парней) , а любить только одну.

Бывает, что можно влюбиться на всю жизнь. В передаче «Жди меня» старые люди вспоминают свою первую любовь, ищут ее.

3. Любовь великих людей и знаменитостей

Чувство любви самое поэтичное, чистое, прекрасное. Тема любви у всех народов, во все времена неисчерпаема и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

«Любви все возрасты покорны» - сказал когда-то Пушкин.

Согласны ли вы с мнением поэта? Если нет, аргументируйте.

3 слайд:

История первой любви Ф. И. Тютчева к баронессе Крюденер или Амалии.

Была ли их любовь настоящей?

Вспомните стихотворения или песни, романсы классиков о первой любви.

4. Любовь истинная и любовь мнимая.

Нужна ли любовь? Может быть лучше без нее? Ведь сколько с ней мороки, переживаний, сколько судеб она ломает… но с другой стороны - сколько оно приносит счастья? И ничто не может сравниться с той радостью и тем неистовством, которое порождает это удивительное чувство. И как сказал поэт: «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить?».

Скажите какая любовь? кому бывает?

В. Г. Белинский так обозначал «времена года» у любви:

«Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других - холодною, гнилою и бесплодною».

Известны ли вам примеры верной и бескорыстной любви?

(Любовь Ромео и Джульетты, своих друзей, бабушек и дедушек)

Но чем отличается первая юношеская любовь от всех остальных?(первая любовь отличается еще и тем, что юный человек не только открывает для себя другого, его красоту и притягательность, но прежде всего открывает себя самого.»Что со мной творится?» - вот недоумение, радость и страх, которые больше волнуют юношу и девушку.)

Определение истинной любви нельзя дать, ее нельзя объяснить, она не поддается точной вербализации. К ней надо прийти самому.(Истинно человеческая любовь может быть основана на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной прихоте сердца)

IV Заключительная часть

( Слова учителя звучат на фоне песни Н. Бучинская «Первая любовь»)

Каждый человек в своей жизни встречается со своей первой любовью, но какой она будет, мнимой или истинной, зависит от многих обстоятельств и причин.

4Слайд:

«Величайшее в жизни счастье - это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть»

Виктор Гюго

Пусть ваша первая любовь будет радостной, не нужно ронять слезы и грустить, ведь у каждого из нас есть его половинка, просто нужно услышать свое сердце и узнать свою любовь!

Любите и будьте любимы!

Тема : «Поговорим о любви»

Цель : побуждение учащихся к размышлениям о сущности истинной любви.

Задачи :

1. Определить сущность влюбленности, любви, истинной и эгоистичной любви.

2. Доказать, что для любви и счастливой семейной жизни необходимо постоянное самосовершенствование.

Оборудование : классич. музыка; афоризмы о любви, книги, презентация, фрагмент рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось».

Ход классного часа :

    Организационный момент

    Вступление

    Определение понятий любви и влюбленности:

    учащихся

    классиков литературы

    психологов

    различия любви и влюбленности

    истинная и эгоистичная любовь

    Упражнения на соответствия (работа в микрогруппах)

    Идеальный образ любимого человека (образ юноши, образ девушки)

    Определение чувств партнера

    Умение говорить комплементы

    Умение поддержать разговор

    Вывод

Ход классного часа

    Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами собрались на час общения и к нам пришли гости (называют имена гостей, звания.)

    Совсем недавно было 14 февраля. Как называют этот день?(день влюбленных)

Да будет славен тот, кто выдумал любовь.

И приподнял её над страстью…-

Сказал поэт Илья Сельвинский.

Я предлагаю вам сегодня поговорить о любви. В течение нашего общения мы попытаемся найти ответы на следующие вопросы: «Что такое влюбленность и любовь?», «какая бывает любовь?», «Что надо делать человеку, чтобы завоевать любовь?» и другие волнующие вас и нас вопросы.

    Я думаю, что пора перейти к предмету нашего разговора. Как вы понимаете слово «любовь»? (учащиеся высказывают свое мнение)

Но прежде, чем мы определимся, посмотрим, что думали и писали великие люди. Созвучны ли ваши предположения и их (раздаются афоризмы о любви, обсуждение их, обзор литературы на выставке) приложение 1.

Так что же такое любовь? Давайте заслушаем определение влюбленности и любови, которое дано в толковом словаре (ученики зачитывают определение, см. приложение 2), (на доску вывешивается термин «любовь»);

Влюбленность – это первый этап любви, который не всегда переходит в любовь. А если и переходит в более сильные чувства, то может различаться.

Итак, влюбленность – сильное, но не глубокое чувство, сопровождаемое восторгом, мечтательностью, трепетным ожиданием встречи, мучительно – сладкими переживаниями, без выраженного стремления к физической близости (типично в основном для девушек). Нередко служит основанием для вступления в брак. В гармоничном браке перерастает в любовь (на доску вывешивается термин «влюбленность»).

Можно выделить:

    Эгоистичная любовь – она направлена на себя. Я хочу, чтобы только мне было хорошо, а не тому, который любит меня.

    Истинная любовь – она направлена на любимого человека. Все дела и мысли направлены на то чтобы ему было хорошо.

Ребята, прочитайте высказывание французкого писателя – моралиста Ларошфуко (см. приложение 1).

Послушаем поэта Н. Майорова: «Что значит любить?» (см. приложение 3)

Идти сквозь вьюгу на пролом.

Идти и падать. Бить челом

И всё ж любить её - такую!..

Это любовь самопожертвования. Это мы видим и в письмах выдающихся людей (см. приложение 4).

И вот яркая иллюстрация тому (демонстрируется фрагмент рок – оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»).

Вот она сила любви!

Любовь – это взаимный процесс, который идет в двух направлениях, не только получать, но и отдавать.

Изначально любовь связана с самим человеком, с его потребностью и способностью к проявлению этого чувства, что к любви и семейной жизни надо готовиться основательно на нравственно – психологическом уровне.

Ведь под лежачий камень вода не бежит. Только активный поиск ведет к успеху.

Как можно совершенствоваться? Для начала создадим идеальный образ мужчины и женщины.

    Пожалуйста, разбейтесь на микрогруппы и обсудите этот вопрос, на работу отводится 3 минуты.

Обсуждение (на доске выписываются качества идеального образа мужчины, а затем и женщины). Например:

идеальный образ мужчины:

    Талантливый(умеет сочинять музыку, писать стихи, рисовать, мастерить, творчески относиться к профессиональной деятельности)

    Умный (умеет адекватно оценивать жизненные ситуации, принимать правильные решения)

    Ответственный (умеет управлять своим поведением, способен отвечать за свои поступки)

    Мужественный (умеет проявлять волевые усилия и преодолевать трудности, готов вступиться за другого человека)

    Артистичный (умеет хорошо танцевать, рассказывать, перевоплощаться)

    Опрятный (соблюдает личную гигиену, носит чистую обувь и одежду, всегда выбрит и подстрижен)

    Здоровый, бодрый (не имеет вредных привычек, систематически занимается спортом и закаливанием)

    Хозяйственный (умеет совершать нужные покупки и обустраивать жилище)

    Предупредительный и обходительный (периодически говорит комплименты и делает подарки)

    Искренний и уверенный в своих чувствах (старается остаться самим собой в любой ситуации, не притворяется и не прикидывается, правильно оценивает себя и других людей)

идеальный образ женщины:

    Заботливая (умеет ухаживать, оберегать, помогать и поддерживать в психологическом плане, любит детей)

    Привлекательная (стройная, со вкусом одевается, хорошо управляет своими эмоциями)

    Понимающая (хорошо знает людей, правильно их оценивает, умеет определять мотивы поступков)

    Пластичная (хорошо танцует, выразительные жесты, красивая походка)

    Загадочная (умеет демонстрировать свои достоинства, способна быть разной, но всегда привлекательной)

    Женственная (умеет хорошо готовить, создает уют в доме, мягкая, нежная в обращении, любит цветы)

    Добропорядочная (видит достоинства мужчины и не дает повода для ревности)

    «слабая» (умеет показать свою беззащитность и зависимость)

    Искренняя в своих чувствах и помыслах (старается остаться самой собой в любой ситуации, не притворяется и не прикидывается, правильно оценивает саму себя и других людей)

    Готовая к жертвенности (во имя настоящей любви)

Мы рассмотрели качества идеальных людей. Однако «идеальные образы» редко встречаются в реальной жизни. Поэтому мы рассматриваем их как модели, к которым можно и надо стремиться. Подумайте, соответствуете ли этим качествам? Какими качествами вы обладаете на сегодня, а какими качествами вы хотели бы обладать в будущем? Свои предположения занесите в таблицу: «Я сегодня», «Я завтра» (листочки лежат на столе). Работаем 3 минуты.

Человек с определенными качествами, вызывает определенные чувства. Самое сильное чувство – любовь. А умеем ли мы выражать свои чувства?

В группах постарайтесь изобразить предложенные чувства и их обсудить (на столах карточки «радость», «робость», «гнев», «удивление») – на работу 4 мин.

Свои чувства мы выражаем не только мимикой, но сопровождаем их словами – говорим комплименты. Чтобы завоевать сердце партнера, надо уметь говорить комплименты. Сейчас мы проведем «аукцион комплиментов». Кто скажет больше комплиментов.

Немаловажную роль в завоевании любви играет умение поддержать разговор. «По одежке встречают, по уму провожают» - так в народе говорят. Какие темы для разговора вы можете предложить. Чтобы встреча с любимым человеком прошла интересно.

Н. Грибачев: «Мне говори всегда» (см. приложение 5)

5. Какой вывод можно сделать из сегодняшнего разговора? (ребята высказывают свои предположения)

Я думаю, чтобы достичь вершин любви, человек должен себя самосовершенствовать, стремиться к идеалу. Занять в жизни активную позицию, стремиться к тому. Чтобы влюбленность переросла в великое чувство любви. В развитии способности любить состоит главная задача полового воспитания и самовоспитания.

Спасибо за работу.

Приложение 1

Афоризмы и высказывания о любви.

Любовь соединяет в себе все добрые качества человека.

О. Бальзак, писатель

Любовь есть животворный огонь в душе человека, и всё, созданное человеком под влиянием этого чувства, отмечен печатью жизни и поэзии.

Т.Г.Шевченко, писатель

Любить – это значит утверждать неповторимое существование другого человека.

С.Л.Рубинштейн, психолог

Любить – значит делать добро.

Л.Н.Толстой, писатель

Если собираетесь кого – нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.

А.В.Вампилов, драматург

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.

Р.Роллан, писатель

Истинная любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто её видел.

Постоянство любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.

Ф.Ларошфуко, писатель – моралист

Отношение к женщине – тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости.

В.А. Сухомлинский, педагог

Русские пословицы

Не мил и свет, когда милого нет.

Где любовь, тут и бог. Бог – любовь.

Милее всего, кто любит кого.

Нет ценности супротив любви.

Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

Совет да любовь, на этом свет стоит.

Равные обычаи – крепкая любовь. Одна думка, одно и сердце.

Ради милого и себя не жаль. За милого и на себя поступлюсь.

Приложение 2

Словарь Ожегова

Любовь

    Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви. Признание в любви. Объясниться в любви. Брак по любви, без любви. Выйти замуж по любви (за любимого человека). Л. до гроба (вечная). Л. прошла, ушла, угасла. Страдать, сгореть, умирать от любви. Страстная, взаимная, безответная, платоническая, романтическая л. Л. с первого взгляда(возникшая сразу с первой встречи). Склонность к любви. Любовью не шутят (посл.). Л. не картошка (не пустяк, не безделица; прост. шутл.). Дитя любви (о желанном и любимом ребенке). Л. зла (о том, что любимого не выбирают).

    Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Л. к родине, к родителям, к детям. Слепая л. (всепрощающая). Л. к ближнему. Относиться к своему делу с любовью (любовно).

    Постоянная, сильная склонность, увлеченность чем – н. Л. к правде. К истине. Л. к балету, к чтению, к театру, к спорту. Л. к животным.

    им.п. Предмет любви (тот или та кого кто – н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). Он (она) – его (её) первая (последняя) л.

Он её очередная л.

    Пристрастие, вкус к чему - н. Л. к спиртному, к сладкому, к нарядам, к комфорту.

    Интимные отношения, интимная связь (прост.). Заниматься любовью.

    Тайная любовь – 1) скрываемые любовные чувства; 2) внебрачные любовные отношения.

    Совет да любовь! (разг.) – пожелание благополучия вступающим в брак.

    Крутить любовь (прост.) – об ухаживаниях.

Приложение 3

«Что значит любить»

Идти сквозь вьюгу напролом.

Ползти ползком. Бежать вслепую.

Идти и падать. Бить челом

и всё ж любить её такую!

Забыть про дом и сон, про то, что

твоим обидам нет числа,

что мимо утренняя почта

чужое счастье пронесла.

Забыть последние потери,

вокзальный свет, её «прости»

и кое - как до старой двери,

почти не помня добрести.

Войти как новых драм зачатье.

Нащупать стены, холод плит…

Швырнуть пальто на выключатель,

забыв, где вешалка весит.

И свет включить. И сдвинуть полог

крамольной тьмы. Потом опять

достать конверты с дальних полок,

по строчкам письма разбирать.

Искать слова, сверяя числа.

Не помнить снов. Хотя крича,

любой ценой дойти до смысла,

понять и сызнова начать.

Не спать ночей, гнать тишину из комнат,

сдвигать столы, последний взять редут,

и женщин тех, которые не помнят,

обратно звать и знать, что не придут.

не чтить посулов, доводов, похвал

и видеть те не снившиеся выси,

которых прежде глаз не досягал, -

найти вещей извечные основы.

Вдруг вспомнить жизнь. В лицо её узнать.

Прийти к тебе и, не сказав ни слова,

уйти, забыть и возвратиться снова,

моя любовь могущество моё.

Николай Майоров

Приложение 4

Любовь в письмах выдающихся людей XIX века

Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже был крепко привязан, но день, два, неделя – и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи еще несколько, Ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.

Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь. Что моё существование, не может быть отделено от вашего: я создан для того. Чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы – одно заблуждение и безумие.

А.С. Пушкин – Н.Н. Гончаровой, март 1830 года

Приложение 5

«Мне говори всегда»

С любимым вечером иду

И говорю ему:

Ты с неба снимешь мне звезду?

Он говорит: «Сниму!»

Глядим в редеющий туман,

Стоим на берегу.

Ты мне подаришь океан?

Он говорит: «Могу».

Давно мы вместе. И веду

Я разговор иной:

Не доставай ты мне звезду,

А посиди со мной.

Продолжит сын по звездам путь

И по морской волне.

А ты о том не позабудь,

Что рядом нужен мне.

Бегут года, как поезда.

Неведомо куда,

А ты мне говори всегда,

Что говорил тогда!

Николай Грибачев