Женский портал - Wivler

Женский портал - Wivler

» » Роли имеет и значения не играет. Класть или Ложить? Самые распространенные ошибки в нашей речи. «Хочу и могу, должен и буду играть эту роль!»

Роли имеет и значения не играет. Класть или Ложить? Самые распространенные ошибки в нашей речи. «Хочу и могу, должен и буду играть эту роль!»

Неэтичным считается изображать из себя граммар-наци как в живом общении, так и в онлайн-переписке. Хотя любители делать собеседникам замечания по поводу неправильных ударений либо правописания найдутся всегда, начать борьбу за высокую грамотность и культуру речи лучше с себя.

Агитировать, так сказать, личным примером ближайшее окружение, и небезнадежные люди обязательно до вашего уровня подтянутся. Одно дело – шпынять подругу за привычку спрашивать «Когда ты мне позвОнишь?» (человек, согласитесь, может и обидеться), а другое – шутливо каждый раз отвечать ей: «Когда ты мне позвонИшь». Однажды чудо случится, и вы таки услышите от своей «ученицы» правильное «позвонИшь».

Какие еще слова не украшают нашу речь? В этом обзоре вас ждут 18 широко распространенных грамматических и стилистических неправильностей.

Вовнутрь? ВНУТРЬ!

Надевая блузку с юбкой-карандашом с высокой талией, мы заправляем низ внутрь. И с любопытством заглядываем внутрь аквариума, чтобы разглядеть ярких тропических рыбок. Никаких прибавок-приставок во- этому слову, которое может быть и наречием (принять лекарство – как? – внутрь), и предлогом (внутрь комнаты), не нужно.

Закончить школу, вуз? ОКОНЧИТЬ!

Заканчивают дело, работу, какую-либо задачу. А учебное заведение, курсы, автошколу – оканчивают!

Иметь роль, играть значение? ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ, ИГРАТЬ РОЛЬ!

Микс из этих часто употребляемых выражений получается совсем не «вкусным». Избежать путаницы легко: талант имеет значение, чтобы актер сыграл роль блестяще.

Кипельно-белый? КИПЕННО-БЕЛЫЙ!

Ослепительный белоснежный цвет наши предки сравнивали с кипенем – пеной, которая образуется при бурлении или кипении воды. Поэтому и рубашки, и блузки, и футболки, которые мы стираем отдельно от цветных вещей, кипенно-белые – и никакие другие!

Коллеги по работе? Просто КОЛЛЕГИ!

Слово «коллега» уже содержит в себе значение «тот, кто со мной вместе работает и/или имеет такую же, как у меня, профессию», поэтому пояснение «по работе» оказывается избыточным, лишним. Сказать «мы с ним коллеги по работе» – это «масло масляное».

Крема, свитера, джемпера? КРЕМЫ, СВИТЕРЫ, ДЖЕМПЕРЫ!

Здесь окончание -а придает словам разговорную, «простецкую» окраску. Элегантнее и правильнее использовать окончание -ы: купили к осени новые джемперы, а потом зашли в косметический бутик и по предложению любезного консультанта протестировали увлажняющие кремы.

Кушать? ЕСТЬ!

Слово «есть» универсального употребления, а вот его синоним «кушать» капризен, как малыш или манерная особа. Собственно, тем самым намечаются и границы его использования: «кушать», «кушай», «ты кушал?» можно сказать ребенку, «я кушаю» – ответит вам жеманная кокетка, подражающая Ренате Литвиновой (образ обязывает!). Не возбраняется присутствие глагола «кушать» в этикетных формулах, ныне звучащих торжественно-иронично: «кушать подано!», «пожалуйте кушать», «кушайте, пожалуйста!». А вообще взрослому человеку, особенно мужчине, говорить о себе «кушаю» (или «мы кушали» – о всей семье) – это моветон.

Ложить? КЛАСТЬ!

Мысли можно изложить, вещи положить на место или разложить на полочкам, идею предложить, а полномочия сложить. Это мы к тому, что если у глагола с корнем -лож- есть приставка, то в любой форме (и как инфинитив, и как повелительное наклонение: положить, положи) он употребляется совершенно свободно. А без приставки – увы: никаких «ложить», «ложу», «ложила», «ложи!». Да, и киношное «положь трубку!» тоже не норма: правильно – «положи», «клади».

Навряд ли, напополам? ВРЯД ЛИ, ПОПОЛАМ!

Никакие «на-на» не нужны: вряд ли необходим калькулятор, чтобы число 10 поделить пополам.

Носок, чулков, сапогов? НОСКОВ, ЧУЛОК, САПОГ!

Ох уж эти формы существительных во множественном числе и родительном падеже! Нет сапог, чулок, носков, а запомнить сие можно благодаря известной школьникам подсказке «чем короче, тем длиннее». Разъясним, самые короткие в голенище – носки, и именно они получаются «самыми длинными» при склонении: носки – носков – носкам – носками и так далее.

По приезду, по прибытию, по окончанию? ПО ПРИЕЗДЕ, ПО ПРИБЫТИИ, ПО ОКОНЧАНИИ!

Составные предлоги, которые когда-то были тандемом имени существительного и простого предлога, доставляют немало хлопот в написании. Универсальной подсказки, как писать «по приезде, по прибытии, по окончании, в завершение, в преддверии» и прочие умные предлоги, не существует – вся надежда на ваш регулярный интерес к приложениям-словарям, любовь к чтению и хорошую зрительную память.

Простынь? ПРОСТЫНЯ!

Разговорный вариант «простынь» изгоняется из нашего лексикона. Запоминаем правильную форму этого слова при помощи строчки из знаменитого детского стихотворения Чуковского «Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня…»

Пылесошу? Пылесосю? ЧИЩУ ПЫЛЕСОСОМ!

Борьбу за чистоту начинаем с собственной речи. Включаем пылесос, энергично водим щеткой по полу, а если позвонит подруга с вопросом «что делаешь?», отвечаем: «Навожу порядок, чищу пылесосом комнату». У глаголов «победить», «пылесосить», «дерзить», «чудить», «убедить», «ощутить», «галдеть» и некоторых других форма 1-го лица единственного числа не образуется.

Согласно приказа, распоряжения? Согласно ПРИКАЗУ, РАСПОРЯЖЕНИЮ!

Предлог «согласно» требует после себя ответа на вопрос «чему?». Ни в коем случае не «чего?», иначе получается безграмотная канцелярщина! Как запомнить? Очень просто. Представьте себе, что за отличную работу в этом месяце вас ждет премия согласно приказу начальства!

Стираться? СТИРАТЬ!

В составе причастий и глаголов -ся (в грамматике этот элемент называется постфиксом) возвращает их смысловое действие на субъект речи. Иначе говоря, получается, что стираться-полоскаться-убираться – это стирать, полоскать и оттирать от пыли… себя любимую. Уж лучше мы понежим себя в ванне или примем душ, а машинке доверим стирать блузки и платья, а пылесосу – чистить ковер.

Туфлей? ТУФЕЛЬ!

Помните, как вопрошал персонаж Георгия Вицина в «Кавказской пленнице»: «Чей туфля? Мой туфля»? Возьмите на заметку как антипример – коверкать слово «туфли» не надо. А если новых лодочек от Christian Louboutin в вашем гардеробе после летних распродаж не появилось, имеете право пожаловаться подружкам: «Туфель моей мечты, кажется, не существует в природе!»

Чаю, сахару или ЧАЯ, САХАРА?

Эксперты справочной службы русского языка «Грамоты.ру» отвечают: оба варианта допустимы. И добавляют: если раньше формы на -у, -ю (выпить чаю, съесть супу, добавить сахару) были предпочтительнее, то сейчас они приобрели разговорный оттенок и постепенно уступают свою популярность формам на -а, -я (налить чая, положить сахара).

Экспрессо? ЭСПРЕССО!

Любители кофе лишнее «к» в названии популярного вида бодрящего напитка воспринимают почти как оскорбление. Итальянское слово espresso означает «быстрый» и никаких «к» в своем составе не имеет. Причина путаницы – другое заимствованное слово с тем же значением: английское express – «быстрый, срочный, экстренный» (в нем-то и есть на законных основаниях та самая буква «к»). Так что едем на экспрессе, наслаждаясь в вагоне-ресторане чашкой крепкого эспрессо!

Игр’ать , — аю, — аешь; игранный; несовершенный вид
1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем-нибудь Дети играют в саду. Рыба играет в реке (переносное значение. ). Играть с кем-нибудь как кошка с мышью (забавляясь, мучить). Играть кистями платка (перебирать их).
2. во что и на чём. Проводить время в игре (во 2 значен. ). Играть в куклы. Играть в солдатики. Играть в прятки, в жмурки. Играть в шахматы. Играть в футбол. Играть на бильярде.
3. что и на чём. Исполнять музыкальное произведение. Играть вальс. Играть на скрипке. Играть первую скрипку (также переносное значение. : занимать руководящее положение в каком-нибудь деле; разговорн. ). Играть на чьих-нибудь нервах (переносное значение. : намеренно нервировать, раздражать кого-нибудь).
4. кого (что). Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. Играть роль (также переносное значение. : изображать кого-нибудь или действовать в качестве кого-нибудь). Играть роль Гамлета. Играть Хлестакова. Играть комедию (также переносное значение. : притворяться, действовать неискренне; неодобрител. ).
5. переносное значение. , кем (чем) и с кем (чем). Обращаться с кем-чем-нибудь легкомысленно, как с игрушкой, забавой. Играть своей жизнью (понапрасну рисковать). Играть (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно с чем-нибудь опасным). Играть людьми (обращаться с ними по своей воле). Играть чьими-нибудь чувствами.
6. (1 л. и 2 л. не употребл. ). О чувствах, состоянии: проявляться, обнаруживать себя каким-нибудь образом. В глазах играет радость. На лице играет злорадство.
7. (1 л. и 2 л. не употребл. ). О музыке: быть, звучать (во 2 значен. ). Играет музыка. На плацу играет марш (то есть звучит марш).
8. (1 л. и 2 л. не употребл. ), переносное значение. Существовать, проявляясь с силой, ярко, в движении. Играют волны. Солнце играет на поверхности воды. Играют звёзды. В бокале играет вино. На стене играют солнечные зайчики. Молодая кровь играет (о силе чувств).
Играть на бирже заниматься биржевыми спекуляциями.
Играть в великодушие притворяться великодушным.
Играть глазами бросать игривые взгляды.
Играть на чьём самолюбии действовать так, чтобы затронуть чьё-нибудь самолюбие.
Играть свадьбу (устарелое и просторечие ) справлять свадьбу.
Играть песни (старинн. и областн. ) петь песни.
Играть тревогу подавать сигнал тревоги.
сов. сыграть, — аю, — аешь; сыгранный (ко 2, 3 и 4 значен. ).
многократный вид глагола игрывать, настоящее время время глагола не употребл. (ко 2, 3 и 4 значен. ).
существительное. игра, — ы, женский род. Во время игры. Играть на рояле. Выйти из игры (также переносное значение. : перестать участвовать в чём-нибудь). Раскрыть чью-нибудь игру (обнаружить чьи-нибудь тайные намерения). Двойная играть (двуличное, двурушническое поведение). Правила игры (также переносное значение. : неписаные правила поведения, ведения дел).

Примеры использования слова играть в контексте

    . Будут игра́ть с ними! - Шумилов П. Р. Слово о драконе
    . Зурин громко ободрял меня, дивился моим быстрым успехам, и после нескольких уроков, предложил мне игра́ть в деньги, по одному грошу, не для выигрыша, а так, чтоб только не игра́ть даром, что, по его словам, самая скверная привычка. - Пушкин А. С. Капитанская дочка
    . Ну, студент, готовься, скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоем доме будет игра́ть музыка, но ты ее не услышишь.
    . Все девочки хотели игра́ть Настеньку. - Гамула И. П. Дом под мостом
    . Сколько нужно самоотверженности, чтобы научиться игра́ть на музыкальном инструменте!

При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад-лежностью, эмоциональной окраской, граммати-ческими свойствами и др.

Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду . Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая , но не с прилагательным - сильная.

Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:

  • не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз );
  • уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта );
  • встреча созвана (правильно: встреча состоялась );
  • повысить кругозор (правильно: расширить кругозор ).

Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.

Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост . В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.

Смешение внешне похожих словосочетаний - одна из самых распространённых в речи ошибок.

Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту .

Обратите внимание на следующие пары словосочетаний (в речи частотно смешение их компонентов):

  • удовлетворять требования - отвечать потребностям ;
  • возместить ущерб - взыскать деньги, штраф ;
  • принять меры - предпринять шаги ;
  • приобрести известность - заслужить уважение ;
  • постоянная помощь - неослабное внимание ;
  • играть роль - иметь значение .

При употреблении слов, которые имеют ограниченные возможности лексических связей, нарушение сочетаемости часто становится причиной комического звучания речи.

Например, расширение возможностей сочетаемости отглагольного прилагательного удручённый (в языке возможно: удручённый горем ) делает следующую фразу нелепой и комичной: К нам пришли люди, удручённые опытом.

Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо . В этом случае перед нами один из видов тропов - оксюморон .

Русский язык очень часто накладывает ограничения на сочетаемость даже близких по значению слов, даже синонимов. Поэтому в сложных случаях следует обратиться к помощи толковых словарей и специальных словарей сочетаемости.

Иметь значение Играть роль. Эти два выражения абсолютно правильны. Категорически запрещается делать из них какие-либо комбинации: «не играет никакого значения» или «не имеет никакой роли». Нужно говорить: «Не играет никакой роли»или «не имеет никакого значения»Нельзя соединять несоединимое.

Слайд 6 из презентации «Глаголы речи» . Размер архива с презентацией 467 КБ.

Русский язык 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Лексика русского языка проект» - Выяснить функции изучаемых лексических и фразеологических явлений в тексте. Результаты представления исследований: презентация. Участники: учащиеся 6 класса. Этапы и сроки представления проекта: Выбор творческого названия проекта – 2 урок, 10 минут. Подготовка школьниками презентаций и публикаций по отчету о проделанной работе – 6 урок, 20 минут. Живые свидетели прошлого. Что такое фразеологизмы? Учебные предметы: русский язык и литература.

«Отрицательные местоимения» - Вопросительно- относительные местоимения. Образование отрицательных местоимений. НЕ Под ударением нечего. раздельно есть ПРЕДЛОГ НЕ С КЕМ. Правописание (слитно, раздельно). Отрицательные местоимения. слитно нет ПРЕДЛОГА НЕКЕМ. Правописание НЕ, НИ. НИ Без ударения ничего. В одно или в три, так меня пиши! Некем (с), ничто (во), ничего (для), ничем (перед). Не ни. Два НЕ не бывает! Изменение по падежам. 6 класс.

«Местоимения и предлоги» - Весь (определит.) день шёл дождь. Старушка пошла в магазин, что (бы) сделать покупки. О какой(_________) книге идет речь? Сколько солнца и света! Который час? Женский род. Куда с. Ново-Никольское Ростовского района Ярославской обл. Все (определит.) затаили дыхание. Настроение. Создаём. Одесса.

«Склонение существительных» - Выделите окончания в словах. Разносклоняемые существительные. Определите род, склонение, падеж существительных, вставьте пропущенные буквы. Склонение имен существительных. Тренировочное упражнение. Проверка домашнего задания Упражнение 74. Существительные разносклоняемые и несклоняемые. Цели урока:

«Правописание гласных в суффиксах глаголов» - 3. Муниципальное образовательное учреждение Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1. 5. 4. 7. 6. Образец рассуждения 1. Совет…вать надо поставить глагол в форму 1 лица ед.ч.: я советую. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

«Имя существительное 6 класс» - 7. Заполните таблицу примерами. 6 класс. -Да-, -мен-, -бав- (-бавл-). 4. Найдите существительное, строение которого соответствует схеме: 2. Подберите по 2 однокоренных существительных с данными корнями: 6. Составьте предложение, в котором грамматическая основа выражена именами существительными. 1. Вставьте пропущенные буквы. Суффиксы имен существительных.