Женский портал - Wivler

Женский портал - Wivler

» » Сценарий осеннего развлечения в детском саду. Средняя-старшая группа. Конкурсно-игровая программа "Здравствуй, осень!" Конкурс « Черный ящик»

Сценарий осеннего развлечения в детском саду. Средняя-старшая группа. Конкурсно-игровая программа "Здравствуй, осень!" Конкурс « Черный ящик»

Практически во всем мире проходит праздник урожая. Сценарий для каждой страны свой, да и проходит торжество в разное время. Но идея у осеннего мероприятия одна - поблагодарить за урожай. Этот праздник имеет языческие древние корни, а ныне ни одно дошкольное мероприятие не проходит без него.

Где еще празднуется осенний праздник?

Праздник урожая отмечается осенью католиками, православными, украинцами, белорусами, немцами, американцами, канадцами, китайцами, вьетнамцами, индийцами. Этот день человечество благодарит высшие силы (у каждого народа свое божество) за плодородие. Ранее почитали Матушку Землю, позднее осенний праздник урожая совпал с празднованием Богородицы. Связано такое объединение с тем, что урожай символизирует также благополучие, семейное счастье, потомство. Все это христианки также просят у Богоматери.

Римские католики праздновали осенний праздник с третьего века нашей эры, славяне всегда устраивали осенью торжества. Они проходили в разные дни под разными наименованиями: осенины, праздник рожаниц, пасиков день, рождество Богородицы, осенние оспожники, Малая Пречистая, огородичен день, спосов день, Матушка-осенина, богач, поднесеньев день, спожа, день благословения хлебов, луков день, аспосов день, вторая встреча осени.

Все это и есть праздник урожая. Сценарий сначала включал в себя древних народов (сейчас их показывают театрализованные спектакли). Со временем потомки стали добавлять веселые конкурсы, игры, придав торжеству увеселительный характер.

Праздник в ДОУ

Во всех группах детского сада отмечаются осенние праздники. У младших дошкольников это могут быть закрытые мероприятия или открытые уроки. Детки вместе с воспитателем готовятся к осеннему празднику, выучивая названия овощей, их свойства, игры, короткие четверостишья. Педагог им лишь делает маски (лента с бумажным изображением овоща), то есть от родителей для празднования ничего не нужно.

А старшие дошкольники радуют родителей яркими представлениями, где раскрывают все свои таланты. Но чтобы детский праздник урожая прошел без запинки, нужно к нему подготовиться на уроках:

  • отгадывать загадки про осень;
  • изучить свойства осени;
  • разучить песни, стихи на ;
  • повторить, чем богата осень;
  • вспомнить про овощи, ягоды, грибы, фрукты, которые собираются осенью;
  • изучить танец, где герои будут осенней тематики;
  • запомнить последовательность выхода участников.

Для проведения осеннего представления понадобится помощь родителей, чтобы заучить стихотворения, песни, собрать осенний подручный материал (шишки, желуди, каштаны, листья, ветки), сшить осенние костюмы, сделать осенние поделки. Зал украшается педагогами, детьми, родительским комитетом, а осенние семейные поделки украшают холл детского сада.

Пример осеннего мероприятия: начало

Вот как отмечают дошкольники праздник урожая. Сценарий предполагает взрослые роли ведущего, Боровичка, Мухомора и детских образов медвежонка, Антошки, мухоморчиков, Турарама. Дошкольники входят в зал под музыкальное сопровождение, садятся на стульчики. Ведущий встречает ребят стихотворением об осени, акцентируя внимание на том, как красиво украшен зал (под стать золотой осени). Тут дети выходят по одному, читают стихи про осень.

Ведущий рассказывает в стихотворной форме о красоте золотых листьев, приглашая детей спеть песню «Листопад» (музыка М. Красева, слова М. Ивенсен). После песни забегает медвежонок с ярким конвертом, стихами повествуя, что это телеграмма для ребят. Отдает ее ведущему и убегает. Письмо написано от осени, которая говорит о том, что у нее много работы (окрасить растительность, проводить птиц на юг, пополнить запасы белок, медведей, ежей), потому предлагает ребятам своего помощника, которого узнают по загадке.

Середина представления

Продолжаем рассматривать детский праздник урожая. Сценарий к середине мероприятия становится более активным. Входит Боровик, спрашивает про осенние ягоды. Тут речь заходит о морошке, а так как гриб не помнит ее, то дети поют песню «Морошка» (музыка А. Абрамова, слова М. Пляцковского). Далее Боровик говорит о том, что Осень передала корзину с непростыми листьями, на которых написаны тучи, ветер, дождь). Дошкольники снова вместе с ведущим проговаривают особенности осенней погоды, изучают осенние месяцы. Далее дети поют частушки про осень.

Боровик всех приглашает потанцевать парами (танец «Настоящий друг» на слова м. Пляцковского, музыку Б. Савельева). Далее гриб загадывает который входит в зал. Вместе с детьми вспоминают съедобные и отгадывают загадки. Далее идет танец мухоморчиков. После этого Боровик с Мухомором уходят, а дети с ведущим водят хоровод и поют песню «Урожай собирай» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

Окончание детского сценария

Теперь входит Тарарам, который представляет себя в стихотворной форме, играет с детьми в игру со стульчиками «Самый ловкий». Стулья стоят по кругу, а дети под музыку бегают вокруг них. Как только музыка стихнет, нужно занять место. Кто останется без стула, покидает игру. Стул убирается, игра продолжается. Победителем станет тот, кто останется со стулом. Далее дети танцуют любой танец напоследок для Тарарама.

После его ухода приходит Антошка, вместе с детьми поет одноименную песню (музыка В. Шаинского). Кстати, эту детскую песенку используют практически все педагоги, устраивая праздник урожая (для взрослых сценарий включает следующую детскую игру про картошку). Далее дошколята играют в игру «Посади и собери картошку». Детей делят на две колонны. Первый участник берет мешочек с картошкой, сажает ее в нарисованных кружках. Возвращается и отдает пустой мешок следующему игроку, который должен собрать урожай. Так игра продолжается до последнего участника, побеждают те, кто все посадят и соберут урожай.

Антошка убегает тренироваться, а на его смену приходят грибы с корзинкой шишек. Ведущий обращает внимание, что ребята не бельчата, шишек не едят. На что Боровик просит закрыть глаза ребят, читает заклинание, в ходе которого корзинки подменяются яблоками. Детей угощают вкусными яблоками, читаются прощальные стишки и все расходятся по домам.

Как проходит праздник урожая в школе?

Сценарий для школьников включает танцевальные, шуточные, подвижные, интеллектуальные конкурсы. Это может быть общешкольный праздник для всех начальных и старших классов или мероприятия для каждого класса отдельно. Для младших школьников можно составить целое представление с полезной информацией об овощах, а старшие ребята могут участвовать в конкурсах, показывая свои познания, способности, умения.

Вот пример общешкольного праздника в виде чаепития. Классы садятся за свои столы, на которых должны быть дары Осени с осенним букетом. Это тоже является одним из конкурсов осеннего праздника. До начала торжества от учителей, учеников каждого класса выбирается судья, капитаны команд, придумывается название, речевка, девиз на осеннюю тему. Далее ведущий объявляет конкурсы, дети участвуют, а судьи потом объявляют промежуточные и итоговые балы. Дискотека завершает праздник урожая. Конкурсы осеннего мероприятия можно представить в виде телевизионных игр «Поле чудес», «Звездный час» или викторины.

Примеры конкурсов

  • Дары осени. Оцениваются блюда, осенний букет и то, как участник пригласит гостей к своему столу.
  • Загадки. Команды по очереди вспоминают загадки по осенней тематике, загадывают их противникам. Оценивают количество загадок, число правильных ответов.
  • Легенда овощей. Школьникам нужно заранее найти по три истории местных овощей: когда появились, откуда завезены, где применяются. Задача в том, что нужно описывать факты постепенно, не называя овощ, а противники должны отгадать, что это. Оценивается как сама история, ее подача, так и ответы на задачи противников.
  • Лучший салат. Нужно за минуту придумать рецепт из осенних продуктов. Этот конкурс можно разделить на два этапа: из съедобных и несъедобных продуктов. Оценивается оригинальность названия, сложность блюда, «вкусное» описание приготовления салата.
  • Кто больше? По очереди нужно называть овощи, ягоды, грибы, фрукты, шишки и прочие дары, которые собирают только осенью.

Какие еще осенние конкурсы бывают?


Сценарий праздника «День урожая» может быть разным. Его можно представить в виде благотворительной ярмарки. То есть когда классам необходима финансовая помощь со стороны родителей, то все ученики приносят разную домашнюю выпечку. На нее устанавливается чисто символическая цена. Дети с родителями ходят по лоткам, покупают продукцию. Продажа сопровождается представлением скоморохов, осенними стихами, песнями, танцами.

Пример сценария для младших школьников

Рассмотрим еще один праздник урожая в школе. Сценарий подходит для младших школьников. Всех ребят встречает Пугало, которое проводит экскурсию по своему огороду. Только не называет прямо овощи, а начинает издалека, рассказывая, откуда они родом, кто их завез, какие у них сородичи в других странах, и только последним этапом говорит знакомую загадку про них.

Затем переходят к конкурсу пословиц про овощи. Пугало начинает, а дети должны закончить их названием. Далее школьники должны показать свою самодеятельность, предоставив танец овощей или спеть про них.

Затем Пугало акцентирует внимание детей на пользе овощей, фруктов. Снова загадываются загадки на осеннюю тематику. Далее дети рассказывают стихи об осени. По желанию можно рассказать, как отмечали осеннее торжество деревенские жители (для этой цели можете прочитать сценарий праздника урожая на селе или найти обряды древних славян). Затем Пугало жалуется, что стоит на одном месте, предлагая детям побыть на его месте. Желающий должен стоять на железном круге «Здоровья» с метлой. Нужно метлу поставить перед собой, повернуться на круге на 360 градусов и поймать метелку до того, как она грохнется на пол.

Далее все играют в игру «Собери картошку». Пока звучит мелодия, дети танцуют. Как только она смолкнет, школьники должны расхватать картошку, которой на одну меньше чем участников. Затем детки инсценируют сказку про красный помидор, а потом всех угощают бутербродами из этих овощей. Напоследок школьники танцуют под песню «Антошка» и «Урожайная», расходятся по домам, как говорит им Пугало.

Сценарий праздника урожая для пенсионеров

Для взрослых осенний праздник организуется администрацией города или села. Обычно на площади организуется ярмарка овощей с представлением артистов. Простые граждане могут купить представленную продукцию по невысокой цене. Судьи определяют победителей в конкурсах:

  • самый большой овощ или фрукт;
  • конкурс фотографий овощей, фруктов, выращенных в саду;
  • конкурс осенних букетов, костюмов;
  • экзотические овощи и фрукты, выращенные в своей местности;
  • юные огородники, которые вырастили свой урожай;
  • конкурс осенних поделок.

Конкурсы утверждаются местными властями. Кроме огородных конкурсов, артисты предлагают свой сценарий праздника урожая для пенсионеров, родителей и детей. Представление сочетает песни, театральные постановки артистов с конкурсами для простых граждан. Тут же на площади работают разные аттракционы. После представления объявляются победители среди огородников, дачников, вручаются призы.

Краткие выводы

Осенний праздник проводится во всем мире в начале, середине и в конце осени. Российские школы, детские сады, лагеря не обходятся без осенних балов, горожане с нетерпением ждут осенних ярмарок. Но есть страны, где все граждане официально отмечают праздник урожая (для взрослых сценарий утверждается местными властями). В этот день люди могут приобрести продукцию огородников, поучаствовать в конкурсах, получить призы, а дети узнают много интересного об овощах и фруктах.

Наталья Черникова

Материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, педагогам и музыкальным руководителям при организации осенних досугов,развлечений,праздников для дошкольников.

Как правило,цель такого рода мероприятий-создание благоприятного эмоционального настроения у детей. Подборка данных игр,конкурсов и эстафет помогут реализовать её.

Эстафеты

Эстафета «Собери урожай»

Ведущий помогает детям выстроиться в 2-е команды. Перед каждой командой лежат в обруче фрукты и овощи. Их количество равно количеству детей в команде. Впереди напротив каждой команды на расстоянии примерно 10 м стоит корзина. По сигналу ведущего «Раз – два – три! Урожай собери!» первые участники берут любой фрукт или овощ из обруча, бегут к корзине, кладут в неё предмет и возвращаются к команде, встают в конец колонны. Далее урожай собирают все участники команд по очереди. Выигрывает команда, собравшая урожай первой.

Эстафета «Соберём грибы»

Ведущий помогает разделиться детям на 2-е команды. Команды выстраиваются в шеренги, одна команда напротив другой. Последние участники каждой команды находятся рядом с грибной полянкой. Полянки накрыты платком или любой другой тканью. Ведущий снимает платки. Около первых участников стоит по корзине. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Грибы в корзинки собери!» последние участники берут по очереди грибы и передают их по цепочке следующему участнику. Когда грибы доходят до первых участников, они кладут их в корзинки. Выигрывает команда, собравшая грибы первой.

Эстафета «Перенеси картошку в ложке»

Ведущий помогает детям построиться в 2-е колонны. У первых участников в руках ложка, в которой лежит 1 картофелина. Участники команд получают задание – по сигналу ведущего оббежать мешок с картошкой и вернуться к своей команде, передать ложку с картошкой следующему участнику, встать в конец строя. Побеждает команда, справившаяся с заданием первая.

Конкурсы

Конкурс «Овощи-фрукты»

Ведущий вызывает 4-ёх человек, делит их на 2-е команды. Каждой команде даёт по корзинке. Одной команде предлагает из таза выбрать овощи и уложить их в корзину, а другой команде - фрукты.

Конкурс «Съедобные и несъедобные грибы»

Ведущий вызывает по желанию детей (6-8 человек, делит их на 2-е команды. Можно разделить детей на команду девочек и мальчиков. Перед каждой командой стоит корзина с грибами, в которой среди съедобных грибов находятся несъедобные (ядовитые). По команде: «Раз – два – три! Несъедобные грибы из корзинки убери!» дети откладывают в сторону несъедобные (ядовитые грибы).


Конкурс «Соберём урожай овощей»

Ведущий вызывает 8 детей. Четверо из них встают на одну линию, на расстоянии друг от друга на 1-1.5 м. Перед каждым лежит обруч – это грядка, в обруче овощи одинакового вида (5-6 шт.): в одном картошка, во втором - морковь, в третьем - лук, в четвёртом – капуста. Напротив каждого ребёнка, на расстоянии примерно10м, стоит помощник – ребёнок с мешком в руках. Помощники наклонены к мешкам, держат мешки открытыми. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Урожай собери!» дети берут по одному овощу из обруча, бегут к своим помощникам, кладут овощ в мешок, возвращаются к своей грядке. Снова берут овощ и бегут к помощникам. И так до тех пор, пока овощи с грядки не будут убраны. Побеждает та команда, которая первыми уберёт урожай с грядки.

Конкурс «Овощи для супа, фрукты для компота»

Ведущий выбирает детей для 2-ух команд: по 2-3 человека для каждой команды. Каждая команда получает корзинку и поднос. По сигналу ведущего: «Раз – два – три! Начни!» дети начинают раскладывать овощи в корзинку, фрукты на поднос.

Конкурс «Кто из гномиков быстрее»

Ведущий ставит корзину с грибами рядом с собой, подзывает к себе пары участников, у каждого на голове колпак. Это гномы. Между ними стоит стул. Дети произносят хором:

Жил в лесу весёлый гном,

Он себе построил дом.

Весь из шишек и листвы,

Небывалой красоты.

Гномик, гномик, попляши.

/звучит музыка, оба участника пляшут;

в это время ведущий ставит на стул пару грибов из корзинки, даёт задание/.

Например: «Мухомор ты покажи».

/каждый из участников старается как можно быстрее схватить гриб и поднять его вверх. Кто первый это сделает, то и победитель/.

Конкурс «Выбери картошку»

В 2-ух обручах рассыпаны муляжи овощей, среди которых несколько штук картофеля. Ведущий вызывает 2-ух человек, завязывает им глаза и предлагает на ощупь выбрать картошку. Как только дети выбирают, по их мнению, картофель, они снимают повязки и проверяют, правильно ли справились с заданием. Затем ведущий вызывает новую пару. Рекомендуется каждый раз, когда у участников завязаны глаза, перемешивать муляжи в обруче.

Подвижные игры

Подвижная игра «Озорные грибочки»

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга.

Мы весёлые грибочки /дети идут по кругу, взявшись за руки/

Мы растём на пнях и кочках /останавливаются, поднимаются на носки, приседают/

Любим прятаться, играть /топают ногами /

Ты попробуй нас догнать! /разбегаются/

Водящий догоняет детей. Игра повторяется снова.

Подвижная игра «С какого дерева листок»

Ведущий выставляет 3 макета дерева: клён, дуб, берёзу. У каждого ребёнка в руках по листочку. Под музыку дети бегут по кругу друг за другом, затем кружатся. Когда музыка заканчивается, дети подбегают к соответствующему дереву, садятся на корточки. Ведущий проверяет, правильно ли выполнено задание. Затем дети могут поменяться листочками. Макеты деревьев можно также поменять местами. Игра повторяется вновь.


Подвижная игра «Соберём букет одинаковых по цвету листьев»

Дети под весёлую музыку бегают по залу, когда музыка заканчивается, они приседают на корточки. Ведущий в это время поднимает к верху лист, например, жёлтого цвета, и тогда дети, у кого в руках жёлтые листочки, подбегают к ведущему и соединяют руки с листочками в букет. Затем снова звучит музыка, дети разбегаются по залу.

Игра повторяется столько раз, сколько цветов листьев (можно использовать красные, жёлтые, зелёные и оранжевые листья). В конце игры дети отдают ведущему листья.

Подвижная игра «Соберём грибы»

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов меньше количества детей). Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Можно использовать музыку. Под музыку дети весело бегут по кругу, когда музыка останавливается, каждый из детей должен взять по грибу. Кому гриба не досталось, выбывает из игры и садится на стул. Последний ребёнок-победитель.

Подвижная игра «Фрукты для компота»

Понадобятся 3 обруча разного размера - это банки. Ведущий вызывает детей по желанию, надевает им на голову ободки с изображением фруктов. Предлагает им занять место в большой банке. Для этого сначала ведущий кладёт на пол обруч большого размера. Под музыку фрукты двигаются по залу. Когда музыка заканчивается, фрукты занимают место в банке. Кому не хватает места, тот выбывает из игры. Ведущий хвалит фрукты, которые убрались в первую банку. Игра повторяется вновь, ведущий убирает обруч большого размера и кладёт средний по размеру обруч. Участников для игры можно вызвать других. В третий раз обруч кладут маленького размера и наполняют фруктами третью банку.

Подвижная игра «Картошка рассыпалась»

Выбирается водящий, он может сидеть на скамейке. Участники игры встают в хоровод. Это картошка (можно использовать ободки с изображением картошки). Дети идут по кругу, произносят слова:

Ах, картошка ты, картошка,

Кормишь ты честной народ,

Если есть картошка в доме-

Будешь сытым круглый год!

Ведущий говорит:

А если картошка рассыпалась, что делать?

После этих слов, участники разбегаются, картошка как бы рассыпается. Водящий догоняет детей. Тех, кого догнал, ведёт к себе на скамейку, как бы собирает картошку. Игра повторяется снова. На роль водящего можно выбрать другого ребёнка.

Подвижная игра «Раз-два-три! Листья собери!»

На полу разбросаны листья. Дети идут гулять под музыку. Когда музыка останавливается, ведущий даёт команду - собрать листья. Например: «Раз-два-три! Кленовые листья собери!» или «Раз-два-три! Листья жёлтого цвета собери!» варианты команд можно разнообразить, ориентируясь на размер, цвет, принадлежность к дереву. Каждый раз после проверки выполнения задания дети отдают листья ведущему. Он их снова разбрасывает. В последний раз листья кладут в корзинку и убирают.

Творческое задание

«Раскрась листья»

Ведущий предлагает детям раскрасить листья осенними красками с помощью ватных палочек. Для этого понадобятся шаблоны листьев, которые можно закрепить на 3-ёх мольбертах. Необходимо подобрать шаблоны листьев клёна, дуба и берёзы. Можно уточнить у детей, с какого дерева листья, какие краски понадобятся для их раскрашивания. Использовать шаблоны рекомендуется крупного размера, чтобы каждому ребёнку хватило места для творчества. Детей необходимо разделить на 3 группы соответственно.

Логоритмические упражнения

Логоритмическое упражнение «Прогулка в осенний лес»

/дети поворачиваются друг за другом, проходят в центр зала, образуют круг, ориентируясь на разложенные листья, выполняют движения /

По тропинке по лесной

Все отправились гурьбой.

Дружно, весело шагайте,

Голову не опускайте. ходьба друг за другом

Осторожно мы идём,

Наши ножки бережём. ходьба на пятках, руки за голову

Наши дети не устали,

В чащу леса побежали. лёгкий бег

Логоритмическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу»

Мы шагаем, мы шагаем ходьба парами по кругу

По полянке мы гуляем.

Ветер дует с высоты взмахи руками сверху вниз перед собой

Клонит травы и цветы. наклоны вправо и влево с поднятыми руками

А теперь легко и вместе

Дружно прыгаем на месте. прыжки на двух ногах

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим мы на шаг. ходьба на месте, затем друг за другом

Общеразвивающие упражнения

«Листопад»

1.«Листочки качаются на деревьях»

И. п. : ноги слегка расставить, руки с листочками внизу.

1 - поднять руки с листочком вверх,

2 - покачать из стороны в сторону,

3 - вернуться в и. п. (повторить 4-6 раз)


2.«Листочки по ветру летят»

И. п. : то же.

Раскачивание прямыми руками вперёд-назад поочерёдно (повторить 4-6 раз)

3. «Листья кружатся в воздухе»

И. п. : ноги вместе, оба листочка в правой руке

1 – поднять руку с листочками вверх,

2 – встать на носочки,

3 - покружиться через правое плечо.

То же самое выполнить, взяв листочки в левую руку, кружиться следует через левое плечо (повторить по 3 раза в каждую сторону)


4. «Листочки опадают на землю»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки с листочками внизу, вдоль туловища.

1 - присесть, положить листочки на землю перед собой,

2 - встать, выпрямиться,

3 - присесть, взять листочки,

4 – встать, выпрямиться (повторить 4 раза)

5. «Прыжки с листочками»

И. п. : ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки с листочками перед грудью.

Прыжки с поворотом вокруг себя. Сначала в одну сторону, затем в другую (повторить по 3 раза в каждую сторону)

6. Дыхательное упражнение «Ветерок играет с листьями»

Дети берут листочек за черешок, набирают воздух через нос и выдыхают его, дуют на листик (повторить 4 раза)


Сценарий спортивно-игровой программы для учащихся младших классов

«Осенний марафон»

Описание работы: Данная методическая разработка будет полезна для учителей начальных классов. Игровая программа ориентирована на учащихся начальной школы и проводится в начале октября, когда ещё много природного материала для поделок и свежих овощей для конкурсов.

Цели:

Создать условия для положительной мотивации к учению путем применения игровых форм обучения;

Активизировать эмоциональный фактор обучения;

Развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха.

Оборудование : выставка поделок из природного материала, рисунки на тему «Осень», различные овощи для конкурсов, две тёплые варежки, 2 пары калош большого размера, 2 игрушечных машинки; музыкальное сопровождение.

Ход праздника

1. Организационная часть, приветствие.

1. Вот художник, так художник

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

2. Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем,

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? (Осень)

3. Гнезда черные пусты.

Меньше сделались кусты.

Ветер листья носит:

Осень, осень, осень!

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече. Каждый год к нам приходит осень после долгого жаркого лета и всегда приходит с подарками: деревьям приносит новые наряды, людям – фрукты и овощи.

Осень одевает пёстро-пёстро,

Осень пахнет остро-остро,

Осень стелет мягко-мягко,

Осень кормит сладко-сладко!

Учитель: А вы слышали, как она поёт? Нет? А шелест листьев, гул ветра, шум дождя, разве это не песня? Я знаю, что вы тоже умеете петь и приготовили для меня песню.

Дети исполняют песню «Скворушка».

Учитель: Наш праздник осени необычный, он называется «Осенний марафон». Мы будем играть, шутить и веселиться. Добрым словом вспоминать матушку осень.

А теперь внимание! Начинаем соревнования!

1 конкурс. Пока звучит музыка, вы будете быстро передавать друг другу мяч. Тот, у кого в руках он окажется после того как музыка смолкнет, будет отгадывать загадку.

1. В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)

2. Белый передник, зелёная коса. (берёза)

3. Весной зеленела, летом загорела.

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

4. По округе славится зелёная красавица.

Сарафан – как колокол, по земле да волоком.

Шапочка с опушечкой, с острою макушечкой. (ель)

5. Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…(осень)

6. Летом вырастают,

Осенью опадают. (листья)

Все детки на ветках,

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут –

Береток не найдут. (жёлуди)

7. У кого одна нога

Да и та без башмака? (гриб)

8. Падают с ветки золотые монетки. (листья)

2 конкурс «Собери урожай».

Двум участникам завязываются глаза, ногу одного участника привязывают к ноге другого лентой 1,5-2 метра. На полу раскладываются овощи. Кто больше соберёт овощей в корзинку за 2 минуты, тот побеждает.

3 конкурс «Кто быстрее съест яблоко»

4 конкурс «Перейди лужу в калошах»

По сигналу дети надевают калоши большого размера и бегут с одного конца «лужи» до другого и обратно.

Учитель: Но разве от дождя одни только неприятности? Да если бы не дождь, то ничего бы на земле не выросло, и людям собирать в огородах было бы нечего. А так посмотри, все дачники – огородники что-нибудь везут со своих участков. Вот и наши ребята хороший урожай собрали.

5 Игра-эстафета «Уборка урожая»

Перед каждым участником – кучка овощей. Их надо на игрушечных машинках перевезти к противоположной стороне класса. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Ну а теперь немного отдохнём и отгадаем загадки.

Загадки не простые загадки-обманки.

Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…...Капуста .

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно …..Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется….Свекла.

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.

Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется …..Кабачок.

Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно…..Помидор.

Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно….Тыква.

Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то…Лук.

Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ…..Чеснок.

Рифмофокусы. – хоровая игра

Знают Петя и Алена,
Что банан всегда… сладкий.
На столе – лимончик гладкий,
А на вкус он очень… кислый.
Вот арбуз – большой и спелый –
А разрежешь – очень… красный.
Огурец возьми любой,
Он по цвету… зеленый.
Сухофрукт полезен очень,
Посмотри, какой он… сухой.
Его не съешь, как лист капустный,
Острый перец очень… горький.

Учитель: Молодцы! А теперь ещё немного поиграем!

6 конкурс «Угадай-ка» . Надев толстые варежки, с завязанными глазами, определить на ощупь овощ.

7 конкурс «Лучок». Перенести лук с одного стула на другой, взяв его за хвостик зубами.

8. Конкурс «Осенние листья» - участвует две команды по 10 человек.

(собрать лист-пазл ДУБА, КЛЁНА, а затем собрать как можно больше листьев собранного пазла)

9. Конкурс «Пугало»

Из подручного материала создать костюм пугало .

Все знают, что осень это пора уборки урожая. Наверное, каждый помогает своим родителям в этом полезном деле. Я предлагаю следующим участником игры – это ребята с синими фантами, собрать урожай.

10. Конкурс «Собери урожай» -

(на полу (в обручи) разбросан картофель, наперегонки надо собрать картофель в ведёрко, но не рукой, а ложкой)

11. Игра «Да или нет?»

Дайте правильный ответ.
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывает?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
– А букашки прилетают? (нет)
– Звери норки закрывают?
– Урожай все собирают?
– Птичьи стаи улетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достаем ли сапоги?
– Солнце светит очень жарко? (нет)
– Можно детям загорать? (нет)
– Ну, а что же надо делать?
– Куртки, шапки надевать? (да)

Ребята, холодно сегодня, будем куртки, шапки надевать?

12 конкурс «Кто вперёд соберётся на прогулку»

(эстафета – надеваем куртку - бежим-снимаем, надеваем шапку-бежим-снимаем, надеваем шарф-ползём-снимаем, затем бежим-одеваем-снимаем)

Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим.

13 Игра «Съедобный – несъедобный»

Я буду называть грибы.

Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Съедобный-хлопайте, несъедобный-топайте

Теперь будьте внимательны.

    Масленок

    Поганка

    Боровик

    Дождевик

    Волнушка

    Хлопушка.

    Шампиньон

    Лисичка

    Подберезовик

    Сыроежка

    Свинушка

    Груздь

    Рыжик

    Чижик

    Опёнок

    Слоненок.

14. Конкурс «Букет»

(участники выстраиваются в ряд и им раздаются карточки с буквами. По сигналу игроки должны перестроиться так, чтобы получилось слово – название цветка)

Порядок размещения букв: «РОМАШКА»

«ВАСИЛЕК»

Учитель: А теперь пора прощаться

В путь-дорогу собираться.

Наступает миг прощанья,

Мы говорим вам «До свиданья!»

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО? ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? СОБЕРИ ГРИБЫ! СЪЕШЬ ЯБЛОКО! РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенноки в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

НАКОРМИ ДРУГА!
В игре можно использовать яблоки или морковку. Двое играющих садятся на стульчики друг проив друга. Им завязывают глаза и дают по яблоку. Они начинают кормить друг друга. Выигрывает тот, кто быстрее съел яблоко.

СОБЕРИ СОРНЯКИ!
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика. Детям дают по ведерку. По сигналу они должны собрать сорняки в ведра: один - вьюны, другой листья, третий - васильки. Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.

ПЕРЕЙДИ ЛУЖУ В КАЛОШАХ!
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.

ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.

ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.

ФРУКТЫ НА ВЕРЕВОЧКЕ
У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними веревкой. На веревку за палочки привязаны яблоки и груши. Ребенку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
На планшете нарисованы фрукты в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). В каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов - овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

СЪЕШЬ ЯБЛОКО!
Два добровольца из родителей держат веревку, на которой висят привязанные яблоки. В игре участвуют по 2 ребенка. Им предлагают съесть по яблоку, висящему на веревке, не касаясь его руками. Кто быстрее?

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" – ребенок и в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

ЧТО ЭТО ЗА ОВОЩИ?
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

НАРИСУЙ ГОРОХ!
Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ПУГАЛО
Звучит музыкальное сопровождение. Дети, каждый из которых "пугало", выходят на середину зала и разводят руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками. Если ведущий говорит: «Ворона!» - надо хлопать в ладоши.
ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».
КОТ В МЕШКЕ
Надо определить наощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.


Игровая конкурсная программа для младших школьников «Праздник Осени»

Цели: проведение культурного досуга, создание благоприятной атмосферы, формирование и развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Реквизиты: листья березы, дуба, клена, рябины (можно рисунки), макеты или рисунки картофеля, яблок (раздаются при входе в актовый зал); для проведения конкурсов – платки, калоши, картофель, овощи, фрукты.

Ведущий . Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые взрослые!

Вот и осень пришла,

Как бы мы ни хотели

Свое лето продлить,

Отодвинув метели.

Но не стоит грустить,

Осень тоже прекрасна,

Без нее скучно жить,

Это каждому ясно!

Итак, начинаем программу,

Которую ждали с утра.

Выступление учащихся 4 класса (песня)

Осень богата подарками на любой вкус. В это время года созревают овощи, желтые листочки радуют глаз и даже дождик вызывает радость. Сегодня мы отмечает праздник Ее Величества Осени. Нас ожидает множество увлекательных конкурсов.

Предлагаю для начала
Всем со мною поиграть.
Можно ли нам начинать?
Вам же нужно отвечать:
«Мы не спорим» или «Спорим! Спорим!»

Льют осенние дожди, (мы не спорим)
Ждёт весна нас впереди, (Спорим!Спорим)
Целый день мели метели, (Спорим! Спорим)
Птицы к югу полетели, (мы не спорим)
Лист кленовый опадает, (мы не спорим)
Ландыш белый расцветает, (Спорим! Спорим)
В роще соловьи запели, (Спорим! Спорим)
Яблоки в саду поспели (мы не спорим)
Яблок урожай хороший (мы не спорим)
Есть с малюсенький горошек, (мы не спорим)
Есть размером с чемодан (Спорим! Спорим)
На ветвях цветёт бурьян (Спорим! Спорим)
Нам без яблок трудно очень (мы не спорим)
Молодцы все между прочим (мы не спорим)

Выступление учащихся 3 класса (песня)

Ведущий: А знаете ли вы какие дары нам приносит осень? Отгадайте загадки.

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад.
Ну, конечно... (виноград).

Это кто такой зеленый,
Вкусный, свежий и соленый?
Очень крепкий молодец,
Кто же это? (Огурец)

Красный, сочный.
Вкусный, прочный.
Он растет, не тужит,
С огурцами дружит. (Помидор)

В огороде нашем жил
И со всеми он дружил.
Хвост - зелененький крючок.
Знаем, это... (кабачок).

Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Как зовут его? (Арбуз)

Весною повисло.
Все лето кисло.
А сладкое стало.
На землю упало. (Яблоко)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелененькие пятки. (Морковь)

Сладкая, душистая,
Выросла в саду тенистом
Состоит из долек малых,
Очень вкусных, сочных, алых. (Малина)

Белобока, круглолица.
Любит вдоволь пить водицу.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее... (капуста).

А теперь мы с вами поиграем. На сцену приглашаются обладатели березовых листочков. Они делятся на две команды и проводится первый конкурс.

1.Конкурс " Одень друга ".
Что-то стало холодать, друзья мои! Надо одеться потеплее. Я вижу, что среди вас есть не по сезону одетые личности.
За 1 мин участники каждой команды должны надеть на капитана как можно больше своих вещей.

2.Конкурс "Собери урожай".
А теперь давай поиграем в игру, которая называется "Собери урожай".
Приглашаю для игры 3 человека (у кого в руках рисунок картофеля) Сейчас я вам завяжу глаза. Вам необходимо на ощупь найти и собрать как можно больше картошки. Итак, вы готовы, начали.

3.Конкурс "Не урони"

(на сцене обладатели красных кленовых листочков)

Перенести урожай к своей команде от стульчика:
первые как зайчики – прыгая,
вторые – гусиным шагом,
третьи – как верблюды (согнуться) на горбе,
четвёртые - как рак пятиться задом на перёд.

Выступление 4 класса (танец)

4.Конкурс "Матрёна".

Приглашаю на сцену у кого в руках дубовые листочки. Участники встают друг за другом. Нужно завязать платок впереди стоящему, не поворачивая впереди стоящего и самому не наклоняться в стороны. Выполняют задание по очереди все участники

Дождь по улице идет,

Мокрая дорога,

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

Песня «Кап, кап, на дорожке… » 2 класс

Ведущий: Дождик прошел…. А после дождика остались лужи.

На полянке появились лужи.

Нам нужно пройти на другую сторону полянки.

Для этого вы по очереди обуваете калоши и обегаете лужи

5. Проводится эстафета «Самый быстрый» (играют дети с желтыми кленовыми листочками)

6. Конкурс « Картошка, держись!» (на сцене обладатели листьев рябины)

(В конкурсе участвуют несколько пар. Нужно исполнить танец, зажав между лбами картофелину. Кто дольше всех продержится, тот и победил. Используется несколько мелодий, быстро сменяющих друг друга. Для участников важно быстро ориентироваться в смене музыки и при этом не уронить картофель)

7. Конкурс «Яблочко хрустальное» (соревнуются дети, у которых рисунок яблока)

Игрок зажимает подбородком яблоко, бежит до стойки, передает эстафету другому.

Игра-эстафета “Кто быстрее разгрузит машину?”

А сейчас самое трудное задание. Нужно срочно разгрузить две машины с арбузами и кабачками. Зелёные шары – это арбузы, а жёлтые - это кабачки. У каждого должны на своей территории остаться или только кабачки, или только арбузы. В зал выбрасываются одновременно 15 воздушных зелёных шаров и15 жёлтых. Дети перебрасывают шары руками так, чтобы на их половине зала остались только шары нужного цвета.

Ведущая: Наша программа подходит к концу. Все вместе и дружно говорят слова и выполняют определённые действия.
1 – «Счастья, радости желаем!» - хлопают в ладоши.
2 – «С осенью всех поздравляем!» - машут над головой осенними листьями.

3 – «Чтоб здоровье крепким было!» - поочерёдно показываем «класс» то левой, то правой рукой.
4 – «Никогда не подводило!» - указательным пальцем правой руки делаем «Ни-ни!».